3 мая 2019
1820
Время чтения: 4 мин

Финские танцы перестали быть просто танцами

Финляндия уже давно является танцевальной страной. Здесь любят и умеют танцевать. Однако теперь привычный вид искусства начинает перерастать в нечто большее. Современный финский танец стремительно меняется, а вместе с ним и все финское общество.

Вообще-то, в финской культуре танец всегда играл важную роль, причем к танцам других стран финны всегда относились с не меньшим интересом и уважением, чем к своим. Взять хотя бы танго, которое обрело в Финляндии огромную популярность, оно получило здесь свои, особенные черты, в результате чего появилось такое понятие, как финское танго.
Если посмотреть на современную финскую афишу, то невозможно не заметить, сколько места в ней занимают различные танцевальные представления. Но самое интересное, что среди них все больше появляется новых, перформативных спектаклей, которые в привычные танцевальные рамки уже не вписываются.

Афиша в помощь

Представление «Lame Tamer». Фото: Ia SamoilПредставление «Lame Tamer». Фото: Ia Samoil

За примерами далеко ходить не надо. EFinland несколько раз анонсировал подобные представления: танцы вокруг пылесоса сменяли озверевших людей, а молодежные перформансы на тему девичьего взросления чередовались с диалогами между человеком и куклой.

Если вам захочется приобщиться к современной танцевальной жизни финской столицы, то имеет смысл присмотреться к афише пространства Zodiak на Кабельном заводе в Руохолахти. Здесь представлены все формы и жанры. Очень часто в Zodiak происходят события, объединяющие танцоров и зрителей, которые уже и не зрители вовсе, а участники.

Яркий пример – семинар под руководством хореографа Сари Палмгрен «Lami Tamer». Он несколько раз проходил в этом году. На семинаре через различные движения исследуются механизмы животного подавления и подчинения, вступающие в противостояние с человеческим разумом. Люди дубасили друг друга специальными плюшевыми «палками», а потом через другие движения как бы переосмысляли свою агрессию. Хореографы так все организовали, что участники переживали самый настоящий катарсис.

Вообще, любые перформативные взаимодействия между хореографами и обычными людьми в Финляндии пользуются огромной популярностью. К примеру, в Teatterikorkeakoulu (Театральная Академия) 17 апреля проходило действо под названием 5Rhythms®, на котором исследовались различные интуитивные чувства и навыки. Желающих попасть на этот мастер-класс оказалось так много, что билеты (по 20 евро) разошлись за 2 часа.

Больше, чем танец

Фото: myrskyryhma.fiФото: myrskyryhma.fi

Современный танец в Финляндии – это мощное многогранное явление, затрагивающее самые разные сферы деятельности. Наряду с танцевальным искусством, в стране выделяют танцевальную культуру, танцевальный спорт, танцевальный цирк и т.д. Понятно, что границы между этими сферами чисто условные, но в любом случае такая разнонаправленность показывает широту танцевального охвата.

Помимо представлений, на которые можно попасть, просто купив билет, здесь много других танцевальных активностей. Например, танцы часто используются в здравоохранении. Танц-терапия давно стала привычным делом в работе с пожилыми людьми и с больными детьми.

Новые виды танцевальных коммуникаций впечатляют. Недавно в Россию приезжали финские мастера, которые занимаются так называемым видеотанцем. Это сравнительно новый жанр, позволяющий, с одной стороны, существенно расширить аудиторию, к которой обращается артист, а с другой – найти новые формы помощи людям. Так, приезжавшая в Петербург хореограф Кати Каллио, которая давно считается у себя на родине ведущим специалистом в области видеотанца, совместно с хореографом Элли Исокоски разработала и внедрила методику по созданию видеотанца в домах престарелых. В свою очередь, Элли Исокоски, окончившая Лондонскую школу Современного танца и Театральную Академию Хельсинки, занимается инклюзивным танцем с пожилыми людьми. С 2002 года вместе с группой Myrskyryhmä она также проводит танцевальные занятия в домах престарелых. Ее методики уже давно доказали свою эффективность: пожилые люди даже с очень серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата существенно улучшали свое состояние.

Цифры, факты и государственная поддержка

Выступление коллектива «GLIMS & GLOMS». Фото: glimsgloms.comВыступление коллектива «GLIMS & GLOMS». Фото: glimsgloms.com

По данным сайте danceinfo.fi, рассказывающего о танцевальной жизни в стране, на 2018 год в Финляндии значилось 1000 профессиональных танцоров, около 450 тысяч людей посетило более 3 тысяч танцевальных представлений, а из государственного бюджета на танцевальные нужды выделили более 2% от всей государственной помощи искусству. В стране свыше сотни клубов и танцевальных центров. Больше всего таких организаций, конечно же, в Хельсинки, а также в Турку, Тампере, Куопио и Оулу. За год в Финляндии прошло 27 танцевальных фестивалей. Не стоит забывать, что живет в стране Суоми всего лишь 5,5 млн человек, практически столько же, сколько в Санкт-Петербурге.

Что касается государственной помощи и государственного финансирования, то без денег ни один танцор в Финляндии не остается. Ему помогают, если он предпринимает серьезные усилия для своего профессионального роста и образования, занимает активную общественную позицию и регулярно выступает. Кстати, те 2% из государственной казны – это около 123 млн евро или около 9 млрд рублей.

Российско-финская танцевальная разница

Студия перформативных искусств «Сдвиг».  Фото: shift.tilda.wsСтудия перформативных искусств «Сдвиг». Фото: shift.tilda.ws

Танцевальные сообщества Финляндии уже не первый год сотрудничают с российскими единомышленниками. Существует специальная программа по обмену: танцевальные коллективы из России приезжают в Финляндию и наоборот. Это сотрудничество осуществляется при поддержке Министерства образования и культуры Финляндии.

И все же разница между танцевальной культурой наших стран очень велика. В Финляндии бал правят перформативные танцы с мощной концептуальной начинкой. В России преобладают более традиционные консервативные формы. Популярные в РФ коллективы («Тодес», «Dancity», «Valery» и прочие) в Финляндии в лучшем случае расцениваются, как ностальгические проекты, а иногда, как вульгарные сексистские шоу. Однако в России много гораздо более продвинутых групп, просто они не обладают такой большой популярностью и не мелькают на телевидении. Эти коллективы вместе с финскими работают очень тесно и плодотворно. Примером может служить петербургское танцевальное сообщество пространства «Сдвиг» в Бетргольд Центре. Конечно, государственная поддержка на них не распространяется, но российско-финские связи в этом направлении все равно крепнут.

Андрей Нестеров

Туры

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Самый большой художественный музей Финляндии
Финские суши, или Каков вкус финского средневековья

Обсуждение

+Добавить комментарий