+7 (812) 425-64-30

Туры в Финляндию
из Санкт-Петербурга

Тайна "Сампо"

foto6

Полотенце-оберег. На нём символ ″Сампо″

У народа Карелии с языческих времён почитался символ "Сампо". Его изображали в виде вращающегося колеса. Что же такое мельница "Сампо" на самом деле? В карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В финском и ижорском фольклоре известен Сампса Пеллерво, дух растительности, которого будит весной солнце — тогда и начинает всходить хлеб на полях. Сампса обитает на острове, где живет с собственной матерью как с женой — кровосмесительный ритуальный брак характерен для богов плодородия. Вероятно, его супруга и мать — сама Мать-Земля. Имя Сампса происходит, как полагают, от германского обозначения весенних кормовых трав, то есть Сампса оказывается плодом пробуждающейся весной Земли. В первом издании эпоса "Калевала", о "Сампо "сказано только ,что его привезли на лодке на туманный мыс и оставили в поле. "Сампо" названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном. В архитектуре карельских деревянных домов часто встречается полотенце-оберег в виде вращающегося колеса.

Что же есть "Сампо"?

melnica sampo

Мельница Сампо

В первом издании эпоса "Калевала", "Сампо" названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном, а уже во втором издании Лённрот назвал Сампо мельницей. Я рискнул предположить, что Лённрот изобразил "Сампо" в виде мельницы для того, чтобы подчеркнуть процесс преобразования. А лучше сказать выделения. И догадка нашла подтверждение в рунах:








И выковывает Сампо,
Что муку одним бы боком,
А другим бы соль мололо,
Третьим боком много денег.
Вот уже и мелет Сампо,
Крышка пестрая вертится:
И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую − для продажи,
Третью меру − на пирушки.

Родилась мера. Деньги. А мы помним, что "пёстрая крышка", упомянутая в руне − это звёздное небо, символ бесконечности времени. Обращаю особое внимание на факт движения времени и выделения товаров: соли, денег, хлеба. Это по сути описана трудовая теория стоимости, которую первым выдвинул Давид Рикардо в 1670 году и поддержал современник Лённрота, Адам Смит. Теория гласит, что определённые виды товаров, стихийно, (подчёркиваю) с течением времени выдвигаются на роль денег. А "пёстрая крышка" − это как раз и есть символ течения времени в представлении языческих карел.

Из каких товаров выделилась мера в виде соли, хлеба и денег?

А для того, чтобы понять, нужно обратиться к строкам эпоса:

Лук из пламени явился
С золотым сияньем лунным;
Серебром концы блестели,
Рукоятка − пестрой медью.
Был по виду лук прекрасен,
Но имел дурное свойство:
Каждый день просил он жертвы,
А по праздникам и вдвое.

Ильмаринен бросил обратно в пламя горнила поочерёдно товары, уже выкованные: лук, челн, корову и плуг. И сделал он это потому, что все эти товары, как бы они прекрасны не были, но не годились на роль меры для обмена. Он ждал пока горнило даст ему её. У языческих карелов мерой служили еда и драгоценные металлы. Беломорские карелы за мешок соли выпаренной из воды Белого моря могли получить в Новгороде три мешка ржи.

А что ещё может подтвердить нашу догадку?

foto1

На нём вид жизненного пространства, каким его представляли скандинавы и буддисты. Мифология у них схожа. И это ещё одно косвенное доказательство, что в эпосе подразумевается пересечение этих мифологий для разгадки эпоса.

Слово "Калевала" подтверждает нашу догадку. Если внимательно посмотрим, то увидим, что слово "Калевала" можно рассматривать , как сочетание двух слов Кале и Вала. Если мы изменим в нём две буквы, то получим топоним Кали-Вало. Кали, это ни что иное, как богиня Кали,  Вало переводится как "бог". Возможно, это двойное звучание слов "Калевала" и знание ,что мифология древних карел и буддистов схожи, а так же знание о трудовой теории стоимости, которую выдвигал его современник Адам Смит, натолкнуло Лённрота на создание сюжета о" Сампо", как о трудовой теории стоимости .А ключом к этой разгадке Лённрот сделал Кали. Кали символично нам указывает, что мы на правильном пути. В эпосе "Калевала" 50 рун ,столько же, сколько и черепов на шее у Кали. В действительности же народных рун в которых упоминается "Сампо" всего 14 . А всего вариантов рун более 70. Это потому, что у карел не было письменности и руны исполняли на память ,что-то забывая и что-то добавляя от себя. Ожерелье черепов на шее у Кали символизируют не только смену поколений. По другому можно расценивать черепа, как символ денег, поскольку некоторые племена на острове Калимантане, где как известно почитают богиню Кали, черепа использовали как денежную единицу.

foto2

Богиня Кали

В отечественной экономической литературе общепризнанной является эволюционная теория происхождения денег. Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции.

Но у трудовой теории стоимости есть ещё её следствие, которое гласит, что общественный труд признаётся единственным источником богатства. Значит оно должно быть описано и в эпосе "Калевала". И мы находим описание этого следствия:

Изменилось Сампо в Похьёле,
Сшитый обод сшит:
В нём и пашня,
В нём и место для посева,
В нём урожая всего залог.

Фрагмент эпоса ,приведённый выше ни что иное, как необходимые условия, при которых "Сампо" может возникнуть. То есть при этих условиях общественного труда можно добиться производства большого количества различных товаров и выделения из них с течением времени меры для обмена. Расшифрую эти условия. "Сшитый обод сшит": образовано жизненное пространство человека. "В нём и пашня": место, где сеют хлеб. "В нём и место для посева": дом, в котором родятся и растут рабочие руки. "В нём": в рабочих руках." Урожая всего залог ": всего разнообразия потребительских товаров.

Что есть сшитый обод?

Для того, чтобы это понять ,обратимся к представлению древних карел об устройстве мира.

Ильматар, творенья дева, подняла из волн колено, … чтоб гнездо слепила утка, приготовила жилище. Утка, та красотка птица, полетала, осмотрелась, увидала в синих волнах матери воды колено. Приняла его за кочку и сочла за дерн зеленый. Полетала, осмотрелась, на колено опустилась и гнездо себе готовит, золотые сносит яйца. Покатились яйца в воду, в волны вод они упали, на куски разбились в море и обломками распались. Не погибли яйца в тине и куски во влаге моря, но чудесно изменились и подверглись превращенью: из яйца, из нижней части, вышла мать – земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части, ясный месяц появился; из яйца, из пестрой части, звезды сделались на небе; из яйца, из темной части, тучи в воздухе явились. И вперед уходит время, год вперед бежит за годом, при сиянье юном солнца, в блеске месяца младого. Мать воды плывет по морю, мать воды, творенья дева, по водам, дремотой полным, по водам морским туманным; и под ней простерлись воды, а над ней сияет небо.
foto3

Вид, который олицетворяет руну о Сшитом ободе. Там видно, как иглы северного сияния сшивают жизненное пространство человека. А в нём и пашня и место для посев а(дом). Чёрная полоса по линии горизонта, это и есть сшитый обод.

Они считали, что мир произошёл из яйца и "сшитый обод ", есть череда скал по линии горизонта, которые ограничивают жизненное пространство человека. А сшит он, возможно, иглами северного сияния ,пронзающего по горизонту эту череду скал. В представлении древних карелов, небесный купол вращается на невидимой оси, проходящей через центр жизненного пространства человека. Они его называли "пёстрой крышкой".

Таким образом , подтверждается знание, что Лённрот придумал сюжет эпоса на основе карельских рун. Не все известные ему руны вошли во второе издание книги, а только те, что подходили к сюжету. Многие исследователи на протяжении более 170 лет пытались разгадать тайну "Сампо". Выдвигались различные версии. Предполагали, что "Сампо" есть плотина или катастрофа космического масштаба.
Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что "Сампо" — древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие. Возможно, моя версия "Сампо" будет не последней в этом списке и мы когда-нибудь узнаем правду.

Эпос "Калевала" в соседней Финляндии считается достоянием финского народа. Близится столетний юбилей независимости Финляндии ─  6 декабря 2017 года. Хочу от себя лично и от всех жителей Карелии сделать подарок жителям Финляндии к столетнему юбилею − скульптуру "Мельница Сампо". Подарок символичный и дорогой во всех смыслах. Поэтому хочу найти единомышленников и спонсоров для реализации этого проекта.

foto5

Я и Маркку Ниемминен, основатель фонда Юминеко. Я ему представил свою версию ″Сампо″

Юрий Рыбкин