20 ноября 2017
526

Аграрное движение в Финляндии во второй половине XIX-начале XX в. Предпосылки и идеологические основы - часть 3

По мере распространения в сельской местности идея националь­ного развития конкретизировалась и упрощалась до некоего кресть­янского фенноманства. Крестьянское фенноманство отличалось от старо- и младофинских слишком «идейных» интерпретаций учения Ю. В. Снельмана прежде всего особым вниманием к аграрным вопро­сам и враждебным отношением к привилегированному классу1.

Оглавление:

Многими мелкими земледельцами финское национальное движение воспринималось как своего рода морально оправданный, но в то же время социально окрашенный бунт против «шведских господ», а не только как борьба за национальный язык в чистом виде.

Сельское население сообразно своим представлениям делило общество на три основные группы: сельских и городских жителей и на «господ». Многие из представителей старых финских партий были горожанами. Их, как говоривших на шведском языке, счита­ли в среде активистов из крестьян «господами», а значит - не заслуживающими доверия. Это противостояние города и деревни бы­ло тогда одним из наиболее ярких явлений общественной жизни. Наряду с привилегированным классом чувство недоверия у кресть­ян вызывали и рабочие, и интеллигенция, поскольку они тоже бы­ли горожанами. В сознании сельских жителей укоренилось пред­ставление о том, что интеллигенция и рабочие легко смогут догово­риться, особенно если будет возможность достичь компромисса за счет крестьян. Они боялись, что горожане отстранят их от участия в политической жизни.

Активисты аграрного движения пристально следили за тем, уде­ляют ли городские вожди старо- и младофинской партий внимание социальным нуждам сельского населения. Постепенно они пришли к выводу, что финское национальное движение в его старо- и младо-финском вариантах остановилось на полдороге. В результате серь­езной критике были подвергнуты в равной степени как шведоязычные, так и финноязычные «господа». Враждебное отношение к ста­рым финноманским партиям и их «городским вождям», не сумев­шим устранить пороки социально-экономических отношений в де­ревне, явилось непосредственной идейной предпосылкой возникно­вения в Северо-Восточной Финляндии самостоятельной аграрной партии.

Зато в Юго-Западной Финляндии национальное движение сыг­рало несколько иную роль. Имущественное расслоение ощущалось в юго-западных губерниях в более резкой форме, что стало благо­приятной почвой для распространения социалистических идей. После всеобщей забастовки 1905 г. социал-демократическое движе­ние быстро нашло опору как раз в Юго-Западной Финляндии. В то время как безземельное население склонялось к социал-демок­ратам, крестьяне-собственники оставались верны старо- и младо-финским партиям. Когда наиболее зажиточные крестьяне «елились» с образовавшимся во второй половине XIX в. новым приви­легированным классом, финское национальное движение немало этому способствовало. В Северо-Восточной Финляндии этого не произошло: крестьяне-землевладельцы отождествляли себя с бед­нейшими слоями сельского населения. Различие в социально-эко­номических условиях между Северо-Восточной и Юго-Западной Финляндией отчасти объясняет тот факт, что только в 20-е годы XX в. аграрное движение продвинулось в юго-западные губернии.

Аграрное движение было не только консервативной реакцией сельского населения Северо-Восточной Финляндии на наступавшее с юга рыночное хозяйство, воспринимавшееся ими как угроза при­вычному строю сельской жизни. Предпосылки для его организаци­онного оформления созревали в течение длительного времени в среде пробудившегося в общественном смысле населения. Во вто­рой половине XIX в. существенно повысился образовательный уро­вень народа в целом, ощутимые результаты были также достигну­ты в сельской местности, что сказалось на развитии печати, созда­нии сети школ, библиотек и различных организаций.

В деревне появлялись земледельческие общества, кооператив­ные предприятия, объединения рабочих, а также молодежные об­щества и общества трезвости. Участие в работе этих обществ стало показателем увеличивающейся активности сельского населения. Эти организации были своего рода стартовой площадкой для буду­щих руководителей Аграрного союза. Так, например, заседания земледельческих обществ были важным форумом для обсуждения не только узкопрофессиональных, но и общественно-политических вопросов. После всеобщей забастовки 1905 г. эти дискуссии начали приобретать все более целенаправленный партийно-политический характер. Все чаще поднимался вопрос о создании самостоятель­ной аграрной партии, и Аграрный союз был создан в значительной степени благодаря активности, проявившейся в этих кругах. Земледельческие общества активизировали и объединяли сельское на­селение, были очагами оптимизма и духовности.

Важную роль впроцессе пробуждения у сельского населения чувства единства сыграло кооперативное движение. Жители дерев­ни издавна были экономически зависимы от города. Развитие на рубеже XIX - XX вв. кооперативного движения изменило положе­ние в их пользу, увеличив возможности самостоятельного развития сельской местности. Выступая за освобождение земледельца от чуждой ему политической опеки частнокапиталистических кругов, кооперативные организации наряду с профессионально-просвети­тельскими обществами «автоматически» подготавливали условия для создания самостоятельной аграрной партии. Среди лиц, спо­собствовавших созданию Аграрного союза, было много деятелей кооперативного движения. Наиболее известным был Х. Гебхард, считавший естественным переход от профессиональной и коопера­тивной организации к партийной структуре. Интересной также была фигура О. Кархи, принимавшего активное участие в создании «Финляндского сельскохозяйственного союза» в Оулу. Будучи со­ветником кооперативного общества «Пеллерво», он одновременно был членом общества земледельцев, Христианского союза молоде­жи и общества трезвости.

Особую роль в подготовке создания самостоятельной аграрной партии сыграло молодежное движение. Собственно, руководство Аграрного союза сформировалось из известных в сельской местности молодых людей, получивших признание в различных об­щественных организациях и в муниципальной политике. Многие из будущих вождей Аграрного союза работали в младофинской партии, некоторые -  в кругах старофиннов. Но опыт сословного представительства у них был небольшой: из лидеров аграрного движения начального периода лишь К. Каллио и П. Антонен составляли в этом смысле исключение.

Поскольку при создании аграрной партии предусматривалось первоначально опираться именно на молодое поколение, совер­шенно естественным было то, что активистам молодежных об­ществ было относительно легко попасть в руководство Аграрного союза. У обоих движений было много общих сторонников, что объяснялось общими идейными основами. Здесь сказалось силь­ное влияние С. Алкио, разработавшего многие положения идео­логической платформы как молодежного, так и аграрного дви­жений. Цели воспитания и образования народа, также такие ти­пичные для аграрного движения черты, как идеализация простой сельской жизни, уважение к крестьянскому труду и акцент на общности интересов сельских жителей, были прежде всего обра­щены к молодежи. Отсюда логически вытекало стремление аг­рариев предотвратить уход крестьян в город, поддержать демократические и национальные традиции и религиозность. И моло­дежное, и аграрное движения были проникнуты верой в совер­шенствование и духовные возможности человека.

Внешнее влияние на создание в Финляндии партии «Аграрный союз» отрицалось, что впоследствии было зафиксировано в доку­ментах учредительных съездов. Тем не менее, воспринятый извне, прежде всего в скандинавских странах, опыт организации профсо­юзной, кооперативной и культурно-просветительской деятельности постепенно создавал основу для политического самовыражения кре­стьянства, подготавливая предпосылки создания политической ор­ганизации. Внешнее влияние - прямое или опосредованное - «в любом случае не меняет общую точку зрения, согласно которой Аг­рарный союз возник на основе внутренних, совершенно финских предпосылок».

Необходимой предпосылкой создания самостоятельной аграр­ной партии в Финляндии явилась парламентская реформа 1906 г., предоставившая избирательные права широким слоям сельского населения. Но уже всеобщая забастовка 1905 г. придала решаю­щий импульс рождению Аграрного союза. Забастовка получила поддержку всех слоев народа и продемонстрировала силу масс. Реформа, проведенная парламентом, поддержала стремление к са­мовыражению прежде всего низших слоев населения и вызвала мощный прорыв демократических лозунгов. Расширение избирательных прав и развитие массовой демократии были непосредст­венными предпосылками как для рождения Аграрного союза, так и для развития рабочего движения.

Радикальная парламентская реформа изменила положение кре­стьянства в финском обществе. Отныне оно составляло большинст­во избирателей аграрной страны, каковой была Финляндия и в начале XX в. Такую важную перемену осознавали не только сами жители деревни, но и старые финские партии, пытавшиеся вернуть их доверие. Однако общественная активность крестьянских масс в Северо-Восточной Финляндии достигла такого уровня, что ее уже невозможно было удержать в рамках, предлагавшихся старыми партиями. Идея создания самостоятельной аграрной партии как бы 4витала в воздухе» и ждала своего воплощения, что и произошло почти одновременно в двух пунктах.

18-19 сентября 1906 г. в г. Оулу был учрежден «Финский сельскохозяйственный союз» (SML). В нем стремление к созданию независимой от старых партий общенациональной аграрной партии проявилось с наибольшей силой. На съезде в Оулу была выработана программа и учрежден временный ЦК. «Финский сельскохо­зяйственный союз» образовал ядро окончательно сформировавшейся в последующие годы аграрной партии.

Другим важным структурным элементом будущего Аграрного со­юза стал руководимый С. Алкио «Младофинский сельскохозяйст­венный союз Южной Эстерботнии» (EPNM). Съезд Союза состоял­ся в г. Каухава 21 - 22 октября 1906 г., на нем была принята разра­ботанная С. Алкио программа. По своим задачам «Младофинский сельскохозяйственный союз» был более осторожным и не сразу ото­шел от младофинской партии. В то же время он не был в той же ме­ре сконцентрирован на аграрных вопросах, как «Финский сельско­хозяйственный союз». Несмотря на региональную привязку задач, его программа в большей степени была ориентирована на достиже­ние общественно-политических целей. Это выявилось позднее в ди­скуссиях по поводу объединения обеих партий, развернувшихся по­сле 1906 г. Эти дискуссии продолжались вплоть до 1908 г., когда на съезде в г. Каухава 7- 8 ноября 1908 г. была создана единая партия «Аграрный союз».

Уже с момента своего создания Аграрный союз был признан си­лой, внедрившейся между старыми финскими партиями и социал-демократами. К. Кюости отмечал в связи с этим: «Это не было ни социалистическое, ни чисто буржуазное движение в обычном смысле слова». Партия сразу же заняла место в политическом центре. Иде­ологическая основа движения выкристаллизовалась в атмосфере об­щего процесса обновления общества. В сердцевине аграрной идеологии, как уже отмечалось, лежит позитивное отношение к деревне. В качестве своих основополагающих принципов партия провозгласила принципы терпимости, открытости для реформ, стремления к поискам «третьего пути» между капитализмом и социализмом.

С точки зрения практической политики провозглашалась защи­та частной собственности, прежде всего земельной, при одновре­менном развитии кооперативного движения и «осмотрительном» внедрении государства в экономику; стремление к достижению классовой гармонии. Аграрный союз занял радикальную позицию в отношении вопроса о языке, отстаивая право финского языка на статус единственного государственного языка. Такая позиция отра­жала глубоко укоренившуюся в среде финского крестьянства анти­патию к чуждым ему ценностям - социальным, политическим и экономическим, символом которых для него был шведский язык. Аграрный союз выступил также в поддержку широкой демократии и парламентаризма. Закон и порядок в структуре политической демократии стали важными составными частями партийной идеоло­гии и программы.

материал по теме

Политические партии Финляндии

Общепринятая полная форма: Республика Финляндия (Suomen Tasavalta). Государственный строй – республика. 17 июля 1919 года была принята конституция («Акт о форме правления»), действующая с некоторыми изменениями до настоящего времени.

Какова же природа аграрного движения в Финляндии? При со­здании аграрной партии воплотились радикальные аграрно-политические и общественно-политические устремления мелких земле­дельцев Эстерботнии и Восточной Финляндии. Но уже на началь­ном этапе аграрное движение опиралось и на безземельное населе­ние. Почему же основная масса безземельного населения этих реги­онов поддерживала идею создания самостоятельной аграрной пар­тии, а не присоединилась к другому радикальному движению, со­циалистическому? Ведь аграрное и социалистическое движения сближали требования равноправия, защита беднейших слоев обще­ства, а также стремление улучшить положение женщин.

Во-первых, как уже было отмечено, социально-экономические условия жизни северо-восточных губерний были таковы, что там не могло возникнуть столь же глубоких классовых противоречий, как в юго-западных губерниях. Отсюда проистекало насторожен­ное отношение сельского населения к классовому учению. Во-вто­рых, церковь на севере и в начале XX в. оставалась властью, глу­боко почитаемой крестьянами. В сознании крестьянина церковь ас­социировалась с представлениями о законности и порядке. Кресть­янство не признавало социализм именно за то, что тот не признавал Бога, а также за его революционность в целом. Неясное и до некоторой степени безразличное отношение социал-демократов к религии и особенно к религиозным движениям в деревне повлияло на то, что социалистическое движение не получило на северо-вос­токе Финляндии такой поддержки, как в Юго-Западной Финлян­дии, где социально-экономические условия были иными и не было столь сильного давления со стороны церкви.

Рождение Аграрного союза все же носило отпечаток марксист­ского учения о делении общества на классы, поскольку он выра­жал интересы определенных слоев сельского населения. Но Аграр­ный союз, так же как и аграрные партии других стран, нельзя од­нозначно считать классовыми партиями, поскольку не существует экономически и социально единого аграрного класса. Партия «Аг­рарный союз» была основана с тем, чтобы защитить сельский тип жизни перед наступлением индустриализации, урбанизации, рос­том торговли и другими последствиями капиталистического разви­тия. С этой точки зрения создание Аграрного союза было в значи­тельной мере реакцией мелких земледельцев финской периферии на эти тенденции общественного развития.

Однако система предпосылок существенно расширится, если ис­ходить из политических, идеологических и просветительских ас­пектов процесса модернизации финляндского общества, в отноше­нии которых аграрное движение выступило с прогрессивных пози­ций. Отстаивая идеалы демократии, национального единения и просвещения народа, оно по сути поднялось в форме широкого об­щественного движения за обновление условий жизни финской де­ревни, а не только как партийное движение, защищающее интере­сы отдельных слоев крестьянства. Аграрное движение опиралось также на традиции крестьянской культуры, - «которая имеет глубо­кие корни и постоянно развивается и является центром того», что дает финнам «печать финской национальности».

Аграрный союз/Партия центра является глубоко национальной партией, родившейся из специфических условий развития финлян­дского общества. Программы аграрной партии отражают целенап­равленные поиски своего собственного, чисто финского подхода к осуществлению как внешней, так и внутренней политики. Уже в межвоенный период сформировались основные принципы деятель­ности партии в различных сферах общественно-политической жиз­ни страны, которые впоследствии помогли аграриям занять особое место в партийно-политической структуре послевоенной Финлян­дии и снискать известный авторитет в мире.

Так, например, уже в 30-е годы партия отмежевалась от ради­кальных правых движений, порожденных экономической депрес­сией, и начала проводить совершенно новую политику сотрудниче­ства с социал-демократами. В условиях внутриполитической и эко­номической неуверенности конца 30-х годов национальное согласие могло стать важным стабилизирующим фактором.

Широко известны заслуги аграрной партии в разработке и про­ведении линии Паасикиви - Кекконена. Возможности для столь ак­тивного поведения во внешнеполитической сфере следует опять-та­ки искать в глубоко национальном характере аграрной партии. Сразу же после завоевания Финляндией независимости в 1917 г. Аграрный союз занял четкую позицию по внешнеполитическим вопросам. В то время как правые и левые партии ориентировались на зарубежные образцы и ждали поддержки извне, аграрии прочно стояли на позиции независимой Финляндии и демократического государственного устройства. Отправной точкой их стратегии была ориентация финского народа на то, чтобы полагаться исключитель­но на собственные силы и самим решать свои проблемы, в том чис­ле и в области внешней политики. Поэтому, когда после окончания второй мировой войны в Финляндии приступили к выработке но­вого внешнеполитического курса, аграриям, в отличие от правых партий и социал-демократов, было значительно легче воспринять его основополагающий принцип: самостоятельно проводить свою внешнюю политику также в отношениях с Советским Союзом, не прибегая к внешней помощи или поддержке.

Аграриям стали близки и понятны идеи политики нейтралитета. Аграрная партия, представляющая специфически национальное идейное течение, оказалась свободной от каких-либо политических симпатий и антипатий, что позволило ей выработать сбалансиро­ванную политику по вопросу о взаимоотношениях с различными государствами независимо от состояния международного политиче­ского климата в тот или иной момент.

В области внутренней политики аграрии по-прежнему придер­живаются идеалов создания гуманного общества, приблизиться к которому, по их мнению, можно, опираясь на децентрализованную социальную политику, правопорядок, охрану окружающей среды, организацию экономической жизни «на основе самодеятельности и трудолюбия», а также создания «небольших производственных единиц». Мелкое предпринимательство должно быть дополнено предпринимательской и общей организующей деятельностью госу­дарства. Таким образом, Партия центра пытается идти «третьим путем» между капитализмом и социализмом, и в этом смысле она, в частности, поддерживает идею смешанной экономики. В 80-е го­ды партия еще более целенаправленно, чем раньше, приближалась в своих идеологических построениях к миру предпринимательст­ва, следуя логике развития финского народного хозяйства. При этом в программах партии и ее политике идея достижения нацио­нального согласия и поддержания духа сотрудничества не утратила своего главенствующего значения, что естественным образом связа­но с положением партии в партийно-политическом центре.

Андросова, Т.В. Аграрное движение в Финляндии во второй половине 19-начале 20в.: Предпосылки и идеологические основы // Северная Европа. Проблемы истории. - М., 1995. - С.76-98.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Западная помощь Финляндии в ходе зимней войны в отечественной и зарубежной литературе - часть 2
Шведские следы в Финляндии. Говорить по-cвенска, любоваться готикой

Обсуждение

+Добавить комментарий