+7 (812) 425-64-30

Туры в Финляндию
из Санкт-Петербурга

Из истории финского жилища

Финский дом

Финский дом

Кто путешествовал по северной Финляндии не мог не заметить, среди прочих построек одно небольшое строение, непременно встречающиеся в крестьянском хозяйстве. Это строение всегда стоящее в некотором отдалении от других и подле бани, имеет каноническую форму и сложено из очищенных от коры еловых или сосновых кольев, длинной от 8 до 12 аршин и толщиной, в нижнем конце от 4 до 5 дюймов. Тонкие концы кольев сходились кверху и чем-нибудь скрепляются, так что бы образовать наверху отверстие для дыма. Под этим отверстием в середине постройки находиться очаг, сложенный из мягкого плоского камня, на него кладут дрова, над огнем на крюках возвышается чугунный котел. С боку находиться вход с легкою, из тонких досок сколоченной дверью. Такое строение финские шведы называют kolna, а финны - kota, и служит оно теперь только кухней или прачечной, особенно в теплое время года, или когда по каким-то причинам не хотят разводить огнь в доме. Это древнейший вид жилища, в котором финны искали убежища от холода и непогоды, о чем свидетельствует древняя финская поговорка: «Древнейшей ловушкою было брюхо, древнейшей посудой - горсть, древнейшим жилищем – кота». Не мудрено было придумать такое жилище: вероятно, первоначально прислоняли колья к стволу какого-нибудь дерева, как говорил о том в «Калевале» Юкагайнен: «Сырой холм был древнейшею землей, как ива - первым деревом, а древесные ветви - первым покровом». Тот же смысл и в народной финской поговорке: «Прислушайся к шуму леса, под которым ты живешь». Такое жилье не могло быть обитаемо зимой, если бы стены его не были покрыты снаружи шкурами или войлоком, и если бы не окружала его снизу высокая снежная насыпь. Пол внутри коты устлан сеном, которое служило и сиденьем и столом, а покрытое теплыми шкурами - мягкое теплое ложе. Летом жители покидали эту коту и переселялись в другую, сложенную из более тонких жердей и покрытую берестой. Здесь жители имели более места для хранения копченой рыбы (солили мало, т.к. соль была редкость). Зимние коты стояли уединенно в лесу, так как каждой семье необходимо было для охоты довольно большое пространство леса. Вход в коту для большего тепла и для защиты от северного ветра был всегда обращен к югу. Перед входом было открытое место заросшее крапивой, из волокон которой изготовлялась пряжа. По сторонам находились кладовые, по-фински aitta, устроенная на высоких столбах для того, что бы сохранить там вяленное мясо, сушенную рыбу, и меха от больших и малых хищных зверей. Такой был тип жилища у финнов до появления земледелия. Коты встречаются как на крайнем западе у лопарей, так и на востоке у остяков. И остатки этого рода построек существуют у собственно финнов, как памятник древнего быта. Следы финских кот сохранились и у финских племен восточной России, которые под русским влиянием окончательно перешли к оседлому земледельческому быту и живут в избах.

Кроме кот, древние финны, в зимнее время могли жить в вырытых в земле ямах, над которыми на поверхности земли возвышалась только крыша с отверстием вроде волоковаго окна. Такие жилища встречаются у Угорских финнов, в них живут бедняки. Это жилище носило название - sauna - слово довольно широко распространенное в западно-финских наречиях, и происходящее от savu, sauvu, дым. С течением времени слово сауна подверглось видоизменению, и стали так называть не землянки, а хижины, наполовину врытые в землю для рыболовов и лесопромышленников во время их промыслов. В том же значении слово sauna встречается и в Калевале. Кроме того со временем это слово приобрело и значение бани. Это могло произойти тогда, когда финны узнали от своих соседей о банях и научились строить дома из бревен, переселились в них, превратив свои старые жилища в бани.

Еще один тип древних типов финских жилищ - жилище русских Лопарей. Большая часть жителей живет зимою в деревянных лачугах, похожих на энарские: такие же узкие и с открытым очагом. Разница только в крыше здесь обыкновенно плоской, а внутри - в отсутствии кроватей, заменяемых широкими скамьями по всем стенам. На берегу моря лопари живут зимою еще в палатках. Эти палатки широкие посередине, суживаются к обоим концам, делаются из досок или деревьев врываемых наклонно. Стены их не сходятся, а замыкаются на обоих концах узкою поперечною стенкой. Плоская кровля покрыта торфом, пола нет, в середине обыкновенный очаг.

Третий род жилищ составляют курная изба. Круглая печь, выведенная на деревянном фундаменте, похожа на наши банные, но обыкновенно очень мала и сложена так дурно, что пламя всегда пробивается сквозь камни. Отверстие для дыма затыкается мешком или подушкой, которую поднимают вверх шестом. Встречается, изредка и четвертый род жилья: настоящие избы, совершенно сходные с избами русских Карелов, у которых печи с трубами. У Лопарей, живущих в такой или даже в курной избе палатка обращается в кухню.

Много данных в языке финнов свидетельствует, что они не умели строить бревенчатые избы, прежде чем не дошли до Балтийского побережья. Понятие о плотничестве хотя и выражается самобытным словом salvaa, но первоначальное и более употребительное доныне значение этого слова - резать. С другой стороны, слово, которым ныне выражается понятие о строении - rakentaa первоначально значило - составлять складывать в кучу. Такова в принципе и была постройка кот. Стена бревенчатого дома называется в большей части финских языков словом, заимствованным литово-латышского или славянского, и само жилище человека носит у финских народов название, усвоенное ими уже по прибытии на Балтийское побережье: tupa, storo - от литовского stubbo и славянского истьба, истопка, или maja, из латышского языка. Третье название - pirtti, вепсское pert, комната, хижина или дым, в смысле обиталища; это же слово встречается в значении бани, из чего объясняется слова perthe, родительница и perttwaimo, повитуха, ибо финская женщина уходит рожать преимущественно в баню. В этом случае финское pirtti заимствованно из литовского языка, где есть слово pirtis или pirts, баня, от глагола pirti, pirt, парить.

В XIX веке финны жили отдельно семействами в своих небольших домах, которые они строят на довольно большом расстоянии друг от друга. Дом стоит всегда на каменном фундаменте, так как камня здесь очень много. Крыши кроются или дранками или тесом. Дом делиться на две половины широкими сенями. Передняя половина представляет из себя небольшую комнату в одно окно, в ней хозяин-финн принимает и угощает своих гостей. Если же есть в семье дочери, то эта комната служит для них светлицей. Несколько стульев, диван, комод, да висячее зеркало на стене - такова всегдашняя обстановка такой комнаты. Затем на полках на стене обязательно у каждого финна находятся священные книги. Остальная часть дома занимается семейством. Там находиться громадная печь, большая часть которой состоит из очага. Здесь финны готовят пищу. Затем по потолку обыкновенно идут длинные палки, на которых нанизываются хлебные лепешки. Лепешки делают из ржаной муки. Они пекутся раза два в год и, заготовленные таким образом заранее, хранятся на этих шестах, откуда снимаются для еды по мере надобности.

Деревни финские строятся не так как в России, с улицей посередине; там каждая изба стоит отдельно. Вся деревня состоит обыкновенно из двух-трех дворов, редко количество их достигает десятка. Около каждой избы находятся и все хозяйственные угодья: тут огород, засаженный картофелем, тут близко поле и пастбище, луг и лес. Многие крестьянские дворы стоят совсем отдельно и называются фермами. От одной фермы до другой не редко несколько верст. Жилище финнов похоже на избу русского крестьянина: оно состоит из деревянного сруба с маленькими окошками. Прежде их строили без труб, только с отверстием в верху для выхода дыма, и под одной кровлей помещали и домашних животных. Но теперь такие избы редки. Избы свои финны окрашивают в ярко-желтый цвет и кроют дранками или тесом, соломою или корой. В некоторых округах Финляндии крестьяне кроют свои дома кусками зеленого дерна и поддерживают его очень заботливо. Эта воздушная земляная лужайка выглядит очень красиво. А что бы от сырости дерна не портились стропила и связи, под дерн настилают полосы бересты, предохраняющей лежащее под ним дерево от сырости и гниения. На дворе финском ничто не валяется зря, нет навозных куч, все чисто и в порядке. Улицы сельские тоже содержаться опрятно.