+7 (812) 425-64-30

Туры в Финляндию
из Санкт-Петербурга

Русское наследие в Финляндии

Россия завоевала Финляндию в ходе длительной русско-шведской войны. Через несколько лет, в 1812 году, по указу Николая I город Турку (по-фински) или Або (по-шведски) теряет статус столицы государства. Решено, что главную роль в жизни Великого княжества Российской империи будет играть город Хельсинки. В то время он представлял собой рыбацкую деревушку, зато находился ближе к России, чем к Швеции. География имела решающее значение.

Банк Финляндии в стиле «ампир»

Банк Финляндии в стиле «ампир»

Величественный «ампир» в Скандинавии

Архитектурный облик новой столицы впитал в себя «русский характер», пусть и частично. Здесь наблюдается органичное сочетание традиций российской школы и западноевропейские течения.

Влияние России особо заметно в историческом центре. Рыбацкая деревня превращалась в столицу под строгим контролем российской стороны. В архивных документах говорится, что император лично утверждал не только план развития, но и архитектурный облик нового города. Власти постановили, что разрушенный в войну город будет отстроен в величественном стиле «ампир». На должность главного архитектора Хельсинки назначен Карл Людвиг Энгель − зодчий, который ранее уже работал в Санкт-Петербурге.

Успенский кафедральный собор в Хельсинки

Успенский кафедральный собор в Хельсинки

Больницы, учебные заведения и церкви строят в парадном стиле «ампир». Связь с Россией показывают недавно отреставрированные Успенский кафедральный собор в Хельсинки (самый большой православный храм за пределами Восточной Европы) и церковь Александра Невского в Тампере. Эти строения выполнены в русско-византийском стиле, выполненные из красного кирпича.

Дом купцов Синебрюховых

Дом купцов Синебрюховых

Для большего эффекта проектировщики расширяют городские улицы и увеличивают размер жилых домов. В центре Хельсинки русские промышленники строят особняки. Сегодня туристы могут увидеть дом купцов Синебрюховых, выходцев из с. Гаврилово Владимирской области. Они сколотили состояние, занявшись промышленностью. А в Финляндии стали известны и как производители пива. Сейчас в здании располагается музей изобразительного искусства по адресу: Bulevardi 40.

Усадьба Авроры Карамзиной

Усадьба Авроры Карамзиной

О русской эпохе Финляндии напоминает и усадьба Авроры Карамзиной (Демидовой). Она, финская шведка по происхождению, попала в услужение к российской императрице, дважды побывала замужем за русскими дворянами и была признана самой богатой женщиной Финляндии. Историки уверяют, что Финляндия получила независимость не без ее помощи. Знаменитый дом открыт для туристов по адресу: Mannerheimintie 13, Хельсинки.

При строительстве Хельсинки архитекторы решают все главные учреждения императорской власти расположить на Сенатской площади. Здесь же, Энгель возводит величественный Кафедральный собор в честь царя Николая I. Более 100 лет в нем проходят православные службы. Однако, в 1959 году финны решают, что Туомиокиркко должен стать лютеранским храмом. Собор располагается по адресу: Unioninkatu 29.

Двуглавый орел в центре Хельсинки

Спустя 20 лет, немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель возводит первый городской памятник – «Императрицин камень». Монумент посвящают жене Николая I. Мастер возносит на пьедестал золотого двуглавого орла, расправившего крылья для полета. Символ Российской империи и по сей день занимает почетное место на Торговой площади столицы Финляндии.

Двуглавый орел в центре Хельсинки

Двуглавый орел в центре Хельсинки

Историки уверяют, что Александра Федоровна, будучи до замужества патронессой Гельсингфорса, пользовалась особой популярностью у финнов. Существует легенда, что именно на этом месте Николай I приветствовал жителей Финляндии.

К 30-м годам XIX века рабочие завершили застройку центра Хельсинки. Двуглавый орел как символ самодержавия становится финальным аккордом в работах по созданию новой столицы.

Отметим, что судьба монумента оказалась сложной. После переворота 1917 года революционеры сбросили с колонны символ самодержавия России. Более полувека финская сторона хранила двуглавого орла в фондах музейного комплекса. В 1971 году было решено возвратить его на место. Тогда советская власть не поддержала действия финнов и передала ноту протеста. Впрочем, это не помешало скандинавам восстановить «Императрицин камень».

Памятник Александру II на Сенатской площади

И все же туристы лишь изредка могут порадовать слух русскоязычными словами, прогуливаясь по улицам Алексантеринкату и Николайкату. Но на этом лингвистические заимствования заканчиваются. В стране используются финский и шведский языки. Они же и являются государственными. Такое решение принял Александр II еще в 1863 году.

Памятник Александру II на Сенатской площади

Памятник Александру II на Сенатской площади

Через тридцать лет благодарные финны воздвигли памятник российскому императору на Сенатской площади в центре Хельсинки. Скульптор Вальтер Рунеберг воспроизвел момент, когда правитель в форме гвардейского офицера произносит речь о том, что отныне Финляндия становится автономией: получает собственную валюту и почтовую марку. Бронзовую фигуру Александра II, воздвигнутую на пьедестал из красного гранита, окружает скульптурная группа «Закон», «Мир», «Свет» и «Труд».  

Рыбацкая хижина на берегу Лангинкоски

Российские государи приезжали в Финляндию не только по государственным делам, но и на отдых. Ученый-писатель Йормы Туоми-Никула подсчитал, что в общей сложности Александр III пробыл в Финляндии 213 отпускных дней, а Николай II и вовсе – 344 дня. По мнению ученого, после убийства Александра II автономия привлекала правителей относительной безопасностью.

Рыбацкая хижина на берегу Лангинкоски

Рыбацкая хижина на берегу Лангинкоски

На отдыхе члены императорской семьи ходили в лес, сами заготавливали дрова, рыбачили и варили уху. Однажды император стал ловить раков в запрещенный период. Местному служителю закона пришлось вмешаться. Он не только остановил ловлю, но и отчитал самодержца за непристойное поведение. В итоге Александру пришлось отпустить пойманную добычу.

Сейчас туристам предлагают посетить рыбацкую хижину императорской семьи. Деревянный дом находится недалеко от Котки на берегу Лангинкоски по адресу: Keisarinmajantie 118. Избу строили по проекту трех архитекторов: Себастьяна Грипенберга, Магнуса Шерфбека и Юхана Якоба Аренберга.

Военная крепость Свеаборг

Любителям военной тематики стоит посетить крепость Свеаборг. Эта бастионная система укреплений близ Хельсинки еще раз показывает переплетение архитектурных направлений. Военный объект построили шведы еще в начале XVIII века. Но по окончанию русско-шведской войны (1808 год) сооружение перешло в руки Российской Империи. В середине века Свеаборг модернизировали, расширили и укрепили. Военный объект расположился сразу на семи скалистых островах общей площадью порядка 80 га.

Вплоть до революции закрытая крепость выполняла роль базы русского военного флота. Здесь находились доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, резервуары пресной воды, а также православная крепость, которая к настоящему времени перестроена до неузнаваемости.

Военная крепость Свеаборг

Военная крепость Свеаборг

Сейчас на островах бывшей крепости располагаются военно-морская академия, тюрьма и несколько музеев. Вход на территорию крепости для туристов свободный. Свеаборг признан историческим памятником международного значения, находится под защитой ЮНЕСКО как объект культурного наследия всего человечества.

Железная дорога по российскому проекту

Помимо всего прочего, толчком к развитию Финляндии стало строительство железной дороги. Проектирование трассы началось также по указу российского императора. Причем, в работе использовались нормативы, воплощенные в жизнь сначала на территории самой России – на участке от Москвы до Петербурга.

Документацию разработал инженер Уистлер, взяв за основу стандарты, принятые в Америке. Таким образом, ширина колеи равная 1524 мм используется в России, Финляндии и Америке. В европейских странах ширина колеи меньше – 1435 мм.

Есть и еще одно совпадение. В начале ХХ века началась активная работа по строительству не только железнодорожного полотна, но и зданий вокзалов. В Финляндии возводили их по передовым технологиям: использовали железобетон, новый для того времени материал. Во время экскурсий по Хельсинки туристам обязательно показывают этот памятник архитектуры. Автор возводит строение в стиле позднего Югенда и решает, что центральные входы будут охранять скульптуры атлантов. Но не все знают, что у здания был «брат близнец» на территории России.

Центральные входы охраняют скульптуры атлантов

Центральные входы охраняют скульптуры атлантов

Архитектором выступил финский мастер Элиэль Сааринен. Сначала он спроектировал объект в столице Финляндии, а через несколько лет взялся за возведение здания вокзала в Выборге (ранее – финский город Viipuri). Отличие последнего состояло в том, что около центральных входов расположились не атланты, а медведи. Однако сейчас путешественникам вряд ли удастся сравнить два памятника архитектуры. Разве что по фотографиям. Дело в том, что здание в Выборге было взорвано в начале Великой Отечественной войны, когда финские войска вошли в город. К настоящему времени сохранились лишь две скульптуры медведей.

Совместная история отразилась на облике скандинавской страны. Не случайно архитектура в некоторых частях Хельсинки напоминает Санкт-Петербург. В XX веке этим обстоятельством умело пользовались зарубежные кинематографисты. Именно в Финляндии снимали сцены, действие которых якобы происходило в Ленинграде. А туристам из России это обстоятельство позволяет по-новому посмотреть на ход истории, особенно, ощутив смешение русских традиций с западными тенденциями.

Светлана Лянгасова