+7 (812) 425-64-30

Туры в Финляндию
из Санкт-Петербурга

Семейный бизнес по-фински

Удивительно, но многие экономисты всерьез считают, что залог экономического процветания Финляндии – это не столько врожденное трудолюбие финнов, сколько крепкие традиции семейного бизнеса. Именно малые и средние предприятия производят более 60% валового внутреннего продукта Суоми. В стране, население которой составляет всего 5,4 млн. человек, работают 220 тысяч малых предприятий. В основном, это компании, товарищества и даже акционерные общества, где число работников или пайщиков составляет менее 20 человек. Причем чаще всего все они – члены одной семьи.

Финская семья

Служить я рад!

Если вы думаете, что ничего не знаете о финском семейном бизнесе, то ошибаетесь. В Суоми более 80% малых предприятий (примерно 4/5 из которых является семейными) работают в сфере обслуживания. Это значит, что почти в каждом небольшом магазинчике или кафе, ресторане или пункте проката автомобилей, чьими услугами вы пользуетесь, приезжая в Суоми, трудятся родственники. Так что в следующий раз, заглянув в финское турагентство или частный музей, пиццерию или бар, обратите внимание на тех, кто работает там. Вполне возможно, что вы обнаружите между ними черты внешнего сходства, или заметите, что у них вполне теплые семейные отношения.

Но, конечно же, сферой обслуживания дело не ограничивается. «Родственные» предприятия работают здесь и в сфере производства. В Суоми множество семейных сельскохозяйственных ферм и автозаправок, сыроварен и виноделен, свадебных бюро и похоронных агентств, компаний по производству сувениров, ножей, мебели и домашней утвари.

Причины быть с семьей

Но в чем причина такой популярности семейного бизнеса в Суоми? Ведь Финляндия – это не Индия с ее кастовой системой, где сын дворника обречен всю жизнь мести улицы, а дочь прачки – до конца своих дней стирать белье. Удивительно, но дело не столько в крепких родственных связях, сколько в экономике и социальной политике Суоми.

Дело в том, что в Финляндии уволить сотрудника – настоящая проблема. Прежде всего представители любых профессий: токари, учителя, водители, повара, официанты, продавцы – обязательно состоят в соответствующем профсоюзе, который изо всех сил защищает интересы работников, опротестовывая их увольнения и требуя максимальную компенсацию при сокращении. При этом, если работодатель не согласен безоговорочно выполнить требования профсоюза, судебные процессы могут растянуться на 2-3 года. Причем в подавляющем большинстве случаев суд встает на сторону работников. Так что увольнение сотрудника может нанести довольно существенный урон предприятию, где трудятся всего 3-5 человек. По этой причине в небольших фирмах предпочитают нанимать на работу родственников. Тем более, что семейные традиции в Суоми крепки, а уровень безработицы довольно высок, так что обычно долго такие вакансии не пустуют.

Финская ферма

Найти отличия

Отличается ли для сотрудников работа в семейной финской фирме от труда в «обычной» компании? Да, но совсем незначительно.

  • Не стоит думать, что родственники трудятся друг на друга бесплатно или, к примеру, получают «зарплату в конверте». В законодательстве Финляндии отсутствует понятие «семейный бизнес», так что даже если в фирме работают только муж с женой, все трудовые отношения между ними оформляются официально, иначе встречи с налоговой полицией не миновать.
  • Те, кто работает в семейном бизнесе, точно также , как и сотрудники крупных корпораций, платят с зарплаты налоги, а в положенном возрасте выходят на пенсию.
  • Есть в семейных компаниях и руководитель. Обычно это самый старший член семьи, который чаще всего и является основателем бизнеса. Впрочем, в возрасте 55-60 такой «патриарх» вполне может передать «бразды правления» одному из своих детей, а сам прейти к нему в подчинение.
  • Часто владельцы семейных фирм платят своим сотрудникам несколько больше, чем в среднем по стране. Но «прибавка редко когда превышает 10-15% и дается только в том случае, если не приводит к повышению налогообложения (напомним, что в Финляндии действует прогрессивная шкала налогообложения, то есть больше зарабатываешь – больше платишь).
  • Родственные связи не дают сотрудникам возможности работать «спустя рукава». В Суоми к бизнес-репутации относятся очень серьезно. Здесь, например, любят рассказывать историю о том, что однажды владелица пекарни положила в лоток со свежим утренним хлебом несколько черствых булок. Уже несколько дней к ней перестали заходить покупатели, а вскоре булочная прогорела.

Семейные знаменитости

Многие семейные предприятия Финляндии впоследствии превратились в крупные компании, прославившиеся не только на всю страну, но и на весь мир.

Fazer

Fazer. В 1891 года сын французского эмигранта Карл Фацер открыл в Хельсинки на улице Клуувикату, дом 3 русско-французское кафе. Нежные пирожные быстро полюбились жителям финской столицы, но настоящего успеха Карл Фацер достиг после женитьбы на Берте Бломквист. Девушка закончила экономические курсы, и через несколько лет помогла мужу открыть успешное шоколадное производство. Сегодня предприятия Fazer работают в 8 странах мира, а их полугодовой оборот превышает полтора миллиона евро. Владеет компанией по-прежнему семья Фазер.

Marimekko. В 1946 году супруги Вильо и Арми Ратиа купили крохотную фабрику, производившую кухонные клеенки. Увы, скатерти с блеклым рисунком не имели большого успеха у покупателей. Тогда Арми вместе со своими знакомыми нарисовала для клеенок совершенно новые эскизы – яркие цветы, веселые геометрические узоры. Это сделало их настолько популярными, что с таким ж рисунком стали выпускать платья, полотенца и постельное белье. Так родилась компания Marimekko, которая сегодня является самым знаменитым производителям текстиля в Суоми.

Marimekko

Paulig. Эта история началась в далеком 1876 году, когда немец Густав Паулиг переехал на постоянное место жительства в Финляндию. Сначала он вместе с женой и детьми торговал в небольшой лавке бакалейными товарам, импортируемым из колониальных стран – портвейном, коньяком, специями, солью, мукой и кофе. Последний пользовался особенной популярностью у покупателей, так как Густав Паулиг особенно тщательно следил за его качеством. Чтобы его товар сразу же можно было отличить от других, он стал писать на упаковках собственную фамилию. Так родился знаменитый бренд «Паулиг». Сегодня Paulig Group – крупный международный концерн, производящий сотни тысяч тонн кофе в год. Его владельцами по-прежнему является семья Паулиг.

Любовь Ямковая