+7 (812) 425-64-30

Туры в Финляндию
из Санкт-Петербурга

Самый молодой из старых городов Финляндии

Самый молодой из старых городов Финляндии

Фото: flickr.com

Лахти называют самым молодым из старых городов Финляндии. Это значит, что он стал последним из финских городов, которые получили свои статус и права раньше, чем Финляндия свою независимость, когда "Быть или не быть" в Финляндии городу, решал кто-нибудь из шведских королей (до 1809) или русских царей (после 1809). Затем, вплоть до 1917 года, когда В. И. Ленин решил подписать признание независимости Финляндии, вопросами наделения финских поселений правами города не занимались – были дела поважнее. Так Лахти и стал «самым молодым...» – теперь уже навечно.

До Лахти в бытность автономного Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи было основано шесть городов: Хейнола, Миккели и Ювяскюля (в 1830-х гг.), Йоэнсуу (1848), Мариехамн (1861), Ийсалми (1891). Лахти стал седьмым и последним городом (1905) в этой группе. Свершилось это при последнем российском императоре.

Николай II дал «Милостивое позволение изменить статус торгового поселения Лахти прихода Холлола провинции Хяме на статус города» 1-го ноября (19 октября по старому стилю). Свою подпись под указом он поставил в Петергофе, где гостил в тот день. Императорская семья проживала в то время в Александровском дворце Царского села (г. Пушкин). В Санкт-Петербурге было неспокойно. Всеобщая забастовка 1905 года набирала обороты – волнения росли, повсеместно возникали перебои в работе транспорта, госучреждений и предприятий.

По этой же причине в Финляндии об императорском решении узнали только 16 числа, а 18 ноября на собрании правления Лахти известили: «Поселок только что получил права города». Коротко и просто! А вот шли к этому долго, и было ой как непросто!

Долгая дорога к городу

Аугуст Феллман

Фото: kasvhistseura.fi

Впервые вопрос об основании города Лахти обсуждался в парламенте (фин. валтиопяйвят, шв. рикстаг) в 1746 году, т.е. во время шведского господства в Финляндии. Несмотря на поддержку со стороны генерал-губернатора, предложение не прошло.

В следующий раз прошение об основании города Лахти было подано одновременно с предложениями построить петербургскую железную дорогу и прорыть канал Вяяксю. В феврале 1870 года губернатор получил от сената распоряжение императора определить место для основания города. Подходило только место, которое было занято деревней Лахти. Проект оказался раздутым, требовал много денег – земельные участки с постройками стоили дорого. Слушания состоялись, но после двух собраний проект благополучно похоронили.

Следующее предложение поступило от капитанa Аугустa Феллманa.

Феллман – личность незаурядная. Для Лахти сделал так много, что невольно вспоминаются некрасовские строчки: "Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни"... Капитан – его любимое прозвище. В народе его часто называли "наш капитан".

Феллман предлагал отвести под город значительно меньшую площадь, чем планировалось в предыдущем проекте – примерно 43 гектара. Землю за пределами этого участка выкупил бы он. Так потом и произойдет. Вплоть до 1919 года у Лахти не будет выхода к озеру Весиярви – территории будут принадлежать семье Феллманов, на набережной будут находиться лесопильня и целлюлозный завод Феллманa (сегодня – историческая часть Сибелиустало).

Лесопильня и целлюлозный завод Феллманa

Фото: lahtelaista.net

Вопрос о «нужном месте» под город был поднят в «нужный час» – после того, как пожар 19 июня 1877 года уничтожил почти все дома деревни Лахти.

О пожаре рассказывает мемориальная доска на уровне земли на площади Лахти в районе Danske bank.

Было ясно, что вместе с домами в огне пожара погиб и статус деревни. Не имело смысла отстраивать заново деревню, ставшую к тому времени анахронизмом. Однако и откладывать решение вопроса о строительстве нового Лахти не представлялось возможным. Люди в этом удивительном пожаре не погибли. Им надо было где-то жить. Никто не собирался уезжать с насиженных мест.

Слушания в сенате не откладывали, а вот принятие именно того решения, которого ждали лахтинцы, было отложено. В то время в сенате не нашлось ни одного защитника проекта строительства города. Шла Русско-Турецкая война (1877-1878). Приоритеты были расставлены. При Александре II Лахти стал поселком (5 июня 1878). От того времени, когда при Николае II поселок станет городом (1 ноября 1905), Лахти отделяло 27 лет.

Судьба Лахти решилась в Петергофе

Народное училище Лахти

Фото: lahdenmuseot.fi

Все эти годы с финским упорством Лахти шел к намеченной цели. С прицелом на будущее поселок строился как город, давал образование детям и профессии молодым людям. В народном училище (Кансанописто) осваивали, как грамотно вести домашнее хозяйство и работать в государственных учреждениях. Лахти наращивал промышленность и поощрял торговлю. На ярмарку в Лахти съезжались со всей округи. В Лахти работали почта, банки, библиотека. В Лахти серьезно занимались профилактикой пожаров и боролись с пьянством. Многие известные люди города входили в пожарную дружину и общество трезвости «Луч». И конечно, выгодное местоположение Лахти, петербургская железная дорога и канал Вяяксю делали свое дело – способствовали развитию предпринимательства в поселке, а соответственно, и самого поселка.

Поселок Лахти и его экономический потенциал росли и крепли. Всё более цивилизованным становился образ жизни в поселке. Однако, все это было не самоцелью, а этапом на пути к достижению цели – основать на этом месте город. Для начала надо было стать городом юридически. В конце XIX века подготовка проекта основания города стала набирать обороты: активизировался процесс разработки предложений и обзора всех возможных решений.

Блюстителю порядка в Лахти Ф.Ф. Фростелю было поручено готовить эти предложения, а правлению поселка предстояло на их основе принимать стратегические решения.

Фростель с энтузиазмом взялся за дело. Он изучал прецеденты – как другие поселки в стране становились городами. Фростель сравнивал материалы разных проектов и даже оценивал их экономические обоснования. Нахождение оптимального варианта проекта стало смыслом его жизни. Он настолько хорошо постиг суть вопроса, что досконально разбирался во всех его тонкостях.

Лахти в конце XIX века

Фото: lahdenmuseot.fi

Наконец, проект был готов, поддержан губернатором, одобрен сенатом (1904), отправлен на утверждение императора и... – как обычно не без трудностей – забуксовал на пути к Николаю II.

Ждали больше года. Затем решили, что нужно лоббировать проект и отправили в Петербург двух посланцев. Поехали Фростель и банкир Карлстедт, которые как нельзя лучше подходили для этого дела. Фростель всё знал о самом проекте и мог сходу ответить на любой вопрос. Карлстедт, который много лет работал в Петербурге, знал, как надо действовать и к кому обращаться за поддержкой. Императору вопрос представил министр, статс-секретарь по делам Великого княжества Финляндского (фин. Ministerivaltiosihteeri) Константин Карлович Линдер. Аудиенция, как вы уже знаете, состоялась 19 октября по старому стилю (первого ноября) в Петергофе. Когда Линдер вышел из залы, закончилась целая эпоха под финским именем Кауппала (поселок). Лахти стал городом!

У молодого города Лахти – самого молодого из старых городов Финляндии – богатая история. Как такое возможно? Об этом я расскажу в следующий раз.

Нелли Лeнсу, ваш гид по Лахти
 

С дружеским приветом из Лахти,

ваш гид Нелли Лeнсу.

Эл. почта: nelly_lensu@hotmail.com