+7 (812) 425-64-30

Туры в Финляндию
из Санкт-Петербурга

Финские художники

Экскурс в историю финского изобразительного искусства

У каждой страны есть свои выдающиеся люди искусства, но редкий человек сможет сходу назвать фамилии известных финских живописцев. Финляндия одна из тех стран, для которых национальная культура действительно является достоянием, а современное искусство – гордостью.

Спящая на лугу

Ээро Ярнефельт «Спящая на лугу»

Но путь к ощущению своей аутентичности был тяжелым и весьма долгим. Формирование финской национальной школы изобразительного искусства начинается в первой четверти девятнадцатого столетия и на протяжении века проходит свое становление. Политические изменения в стране отразились на ходе развития искусства: страна бывшая примерно 600 лет шведской провинцией вдруг получает относительную, но все-таки свободу уже в составе Российской Империи. Дело в том, что до этого момента об уникальности финского искусства достаточно трудно говорить, так как в искусстве главенствовали шведские и датские каноны. То немногое, что пережило экспансию в финском искусстве − фольклор и народные промыслы. Эпосы, резьба по дереву и ручные ковры «рюйю» − то немногое, что помогло воскресить национальное сознание в девятнадцатом веке. Появляется большое количество художников, получивших европейское образование, но желающих развивать искусство своей страны. Давайте немного познакомимся с финскими художниками. Наверное, у вас в голове сразу промелькнула мысль о непроизносимых, а главное о трудно запоминающихся фамилиях, но нет! Из всего многообразия коренных финнов достаточно мало.

Финские художники с нефинскими фамилиями

Роберт Экман (1808 —1873) – художник, который недаром получил прозвище «отец финского искусства». Жанровые картины, связанные с тяжелым бытом финских людей, поражали своим реализмом и документальной точностью. Половине знатного населения нравилось смотреть на труд, изображенный на картинах, заставлявший их всей душой сочувствовать несчастным, а другая половина, глядя на картины, задумывалась о несправедливости жизни, а соответственно, о грядущих социальных реформах, которые должны были практически стереть огромный социальный разрыв.

Вернер Холмберг (1830—1860) – этого художника можно сравнить с русскими пейзажистами из кружка «Передвижников», которые восхищались красотой природного ландшафта своей страны. Для Финляндии это художник, положивший начало пейзажной живописи. Привычные для взгляда финские просторы преображались до неузнаваемости! Национальный дух, царивший на полотнах Холмберга, из самой неказистой избушки в полях делал райский сад с дворцом. Безусловно, финнам нравилась такая интерпретация бескрайней красоты их страны.

Буря на озере Нясиярви

Вернер Холмберг «Буря на озере Нясиярви»

Альберт Эдельфельт (1854—1905) – по национальности швед, но по внутренней привязанности, безусловно, финн. Обучаясь в Бельгии и Франции, приняв классические каноны живописи, он пробовал себя в качестве художника академической выучки, наглядным примером служит следующая работа − «Шведский король Карл оскорбляет труп своего врага штатгальтера Флемминга в 1537 г.», которая представлена в Атенеуме, в Хельсинки. Любой художник проходит через эволюцию творчества, так через десять лет работы в традиционном стиле, Эдельфельт делает несколько нехарактерных для себя работ не только по содержанию, но и по стилю: «Бабы из Руоколахти» (1887), «Рыбаки с дальних островов». Художник, соблюдающий правила классицизма резко свернул в сторону близкую к импрессионизму. Четко построенное пространство и анатомическая точность сменились желанием передать тонкость воздушной среды и легкое движение кисти. Нужно ли говорить о том фуроре, который произвел Эдельфельт? Этот талантливый художник обладал весьма неплохими организаторскими способностями. В эпоху всемирных выставок и международных художественных салонов, Финляндия очень долгое время находилась за бортом такой светской жизни. Но в 1900 году, в Париже с помощью личных связей и огромных усилий Эдельфельта, Финляндия впервые была представлена в качестве участника и имела свой отдельный павильон! В этом достаточно хорошо проявляется отношение мирового художественного сообщества к Альберту Эдельфельту, который был самым влиятельным художником Финляндии и глубоко уважаемым человеком за ее пределами.

Старухи на церковной горе в Руоколахти

Альберт Эдельфельт «Старухи на церковной горе в Руоколахти»

Ээро Ярнефельт (1863—1937) – художник получает образование в Императорской Академии Художеств, где знакомится с И. Репиным и С. Коровиным. Известность в Финляндии Ярнфельт получает достаточно быстро, проникновенные картины, изображающие быт простого человека, портреты вельмож или просто пейзаж родной стороны – все находило благостные отзывы у строптивой публики. Ярнефельт проявил себя практически во всех известных живописных жанрах, особенно много было храмовых росписей. Сейчас Ярнефельт был бы не менее популярен в России и некоторых странах Европы, так как он приобрел известность благодаря изображению облаков и ночного неба. Его картины хорошо бы подошли для продукции Apple.

Свобода в живописи

Финское искусство девятнадцатого века, как и искусство любой другой европейской страны, было адептом французской живописи, которая тяготела к отображению действительности и имела огромное желание высвободиться от оков академического искусства. Именно поэтому мировое искусство начала двадцатого века имеет в себе всевозможное количество различных стилей и направлений – это инфекция свободы в европейском искусстве, которой заразилась и Финляндия. К началу нового века в искусстве Финляндии усиливаются формалистические тенденции. Начинается отход от реалистических национальных традиций, отступление от задач демократического искусства. В 1912 г. возникает группа «Септем», идейным вдохновителем которой был Магнус Энкел (1870-1925); в нее входили В. Томэ, М. Ойнонен и другие. В 1916 г. во главе с Тюкко Саллиненом (1879-1955) была создана еще одна художественная группа − «Ноябрь». Художники, входившие в эти объединения, в ущерб содержательности искусства увлекались проблемами взаимодействия света и цвета («Септем»), или стремились к искаженному, деформированному или даже гипертрофированному изображению действительности («Ноябрь»). Наиболее значительная группа художников последнего времени является группа «Призма», возникшая в 1956 г. и объединяющая художников, работающих в самых различных манерах. Сюда входят Зигрид Шауман (р. 1877), Рагнар Эклунд (1892-1960) − представители старшего поколения живописцев, а также Сам Ванни (р. 1908), работающий по преимуществу в абстрактной манере.

Прачки

Тюко Саллинен «Прачки»

Национально-романтическое направление

Аксель Галлен-Каллела (1865—1931) – пожалуй, один из самых выдающихся финских художников. Он относится к ряду тех художников, которые задавали темп всему художественному миру. К началу двадцатого века, гармонично войдя в русло «нордизма» (северного модерна), Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем национально-романтического направления в финской живописи. Помимо реалистичных сюжетов, воображение художника волновал старейший финский эпос «Калевала». Работая с разными материалами, для изображения сюжетов эпоса, художник переходил от масла к темпере. Галлен-Каллела писал монументальные панно, посвященные героям национального эпоса: символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с общей воздушностью пространства картины. («Защита Сампо», 1896; «Месть Йоукахайнена», 1897; обе картины находятся в Художественном музее в Турку; «Мать Лемминкяйнена», 1897; «Проклятие Куллерво», 1899; обе работы находятся в музее Атенеум, в Хельсинки). Мало кто знает о том, что Галлен-Каллела по поручению Маннергейма, занимался дизайном финских флагов, государственной символики, а также делал эскизы для новой независимой армии Финляндии. Следы этого художника можно обнаружить и в России, так как флаг и герб Ухтинской республики делал так же Галлен-Каллела.

Защита Сампо

Аксель Галлен-Каллела «Защита Сампо»

С конца 50-х годов живопись постепенно теряет свои позиции, на авансцену выходит скульптура и архитектура.

Если вы хотите познакомиться поближе с историей финской живописи, то вам стоит посетить: Атенеум − центральный художественный музей Хельсинки; Музей искусств Хямеенлинна, Художественный музей Турку, Музей изобразительных искусств Онни.

Мария Трофимчик