Туры в Финляндию
+7 (812) 501-82-10 Отправление ежедневно
из Санкт-Петербурга
11 декабря 2018
6995
Время чтения: 6 мин

Школа в Финляндии: личный опыт родителей и учеников

Что финские школьники делают на уроках труда? Правда ли, что домашнего задания почти нет? Как общаются между собой учителя и родители? «Электронная Финляндия» поговорила с русской ученицей финской школы и с отцом двоих школьников из России.

Подготовка к школе

– Сейчас в Финляндии обязательный подготовительный класс «Эскари» для детей шести лет. Он бывает как при школе, так и при садике, – рассказывает Сергей Силкин. В финской школе учатся его дети. – Занятия проходят с 9 до 12 часов, этот период пребывания бесплатный для всех. Дальше время оплачивается как в стандартном детском саду. Пребывания в «Эскари» достаточно для того, чтобы поступить в любой первый класс любой школы. Поговаривают о введении группы «Вискари» по аналогии с «Эскари», но для детей пяти лет. А дополнительные занятия – это уже на усмотрение родителей. Как правило, это обычные кружки, причем в большинстве случаев совсем не “развивашки”, а спортивные секции. В русскоязычных семьях иначе: большинство родителей, желая сохранить русский язык у своих детей, отдают их в русскоязычные студии и кружки.

Школу в Финляндии не выбирают: районная комиссия распределяет учеников по школам, родители получают уведомление по почте, куда зачислен их ребенок. Конечно, как в основном и в России, зачисляют в ближайшие к дому школы. Если школа находится далеко, ребенку положено бесплатное такси. Выбрать школу на этом этапе фактически невозможно, исключение – узкоспециализированные школы, но таких крайне мало.

Фото: pinterest.co.ukФото: pinterest.co.uk

Средняя школа

Как и в начальной школе, в среднем звене ребенка зачисляют автоматически в ближайшую школу. Это может быть школа, в которой он учился – в том случае, если в этой школе есть следующая ступень, а может быть и другая школа, если в той, где ребенок учился ранее, продолжения обучения нет.

На этом этапе часть детей может поступать в специализированные классы других школ. Зачисляют по итогам успеваемости ребенка в начальной школе, но иногда бывает вступительный тест по предмету специализации. В приоритете всегда дети, проживающие в районе, где находится школа. Места, которые остались в общих классах, достаются поступающим, места в специализированных классах - лучшим ученикам, прошедшим отбор успешно.

материал по теме

Финская школа: русский взгляд

Выясняем, как подготовиться к переходу в финскую школу.

Лукио – высшая ступень средней школы

Зачисление в Лукио (профильные учебные заведения) происходит на основе среднего балла, который зарабатывает ученик на протяжении всего предыдущего периода обучения. На финальную оценку по предмету влияют не только оценки за контрольные работы или доклады, но и прилежание во время всей учебы, количество опозданий, прогулов, ежедневная готовность к работе, поведение.

Ученик имеет право подавать документы одновременно в пять учебных заведений, расставив приоритеты на свое усмотрение. Те, кто не смог пройти отбор, отправляются получать начальное профессиональное образование. Выпускники Лукио и профессиональных училищ имеют равные права при поступлении в высшие учебные заведения. Стать обладателем «белой кепки», которую получают выпускники Лукио – это престижно.

Фото: heinavedenlehti.fiФото: heinavedenlehti.fi

Про домашнее задание и общение с учителями

Бытует мнение, что домашнее задание в Финляндии не задают. Это не так. Просто, во-первых, им не загружают с первого дня учебы в школе, нагрузка увеличивается постепенно, и, во-вторых, его объем отличается от объемов в российской школе. Для финнов важны увлечения ребенка (кстати, большое количество кружков не приветствуется), общение ребенка в семье, возможность быть на свежем воздухе, общаться с друзьями, поэтому свободное от учебы время – это обязательно.

Финские учителя отмечают в большей степени положительные стороны ребенка.

– За время обучения у нас было много встреч, собеседований, переписки с учителями, но ни разу ни один финский педагог ни об одном из моих детей не сказал: он плохой, он дурно поступил, он сделал грубые ошибки, он не справляется, – признается Сергей Силкин. – Всегда с их стороны есть оправдание поступку или неудаче ребенка. Ученика ведут вперед, не тыча носом в ошибки, а указывая на его сильные стороны – это основное отличие. Есть и оборотная сторона у этой медали: иногда очень сложно работать над ошибками с ребенком. Ответ с его стороны на все попытки всегда один: «Учитель сказал, что все хорошо!»

Общение с педагогом на 90 % проходит онлайн. В реальном режиме в единой системе родитель может следить за успеваемостью своего ребенка, опозданиями, прогулами, успехами, победами, пожеланиями или замечаниями. Родители видят все домашние задания, график тестов, контрольных работ, план работы в школе и внеклассные мероприятия. Личных встреч мало, если нет необходимости. Пару раз за год проходят общие собрания. На них никогда не обсуждают ученики лично или оценки учеников. Несколько раз в год проходят обязательные личные собеседования ребенка и родителей с учителем. При необходимости родитель может попросить о дополнительной встрече, так же, как и педагог может вызвать в школу дополнительно.

Личная ответственность – важный принцип

– Образование здесь не расслабленное, – продолжает Сергей Силкин. – Скорее, я назвал бы его менее стрессовым. Отвлечься на время, снова вернуться к учебе, догнать то, что упустил, можно на любом этапе. Работа внутри класса строится на работе подгрупп, ребенок может в течение года перемещаться из одной подгруппы в другую, в зависимости от степени овладения материалом. Никто из класса не знает об оценках другого – это тоже важный момент, помогающий ученику не испытывать стресс. Десятибалльная система оценки знаний, по-моему, более совершенна, чем пятибалльная. Она размывает границы крайних оценок, помогая избежать стресса. Педагог, скорее всего, не станет настаивать и тащить вперед кого-либо. Личная ответственность – важный принцип финского общества, в том числе и в образовании.

В финской школе можно ошибаться

Марина Григорова, ученица из Лахти, переехала в Финляндию в 2017 году, когда ей было 14 лет:

– Иностранцы сначала попадают в MAVA – адаптационный класс. Здесь учат финский язык и обычно остаются на полгода или год, в зависимости от того, как быстро делают успехи. Я уже через месяц ходила на некоторые уроки в обычный класс, где мне не сильно нужно было хорошее знание языка: например, на математике, рисовании, кулинарии и технологии. А биология и история – самые сложные предметы для тех, кто переезжает, потому что там больше всего материала на финском. После летних каникул я начала ходить почти на все уроки, но продолжала заниматься финским в MAVA и на дополнительном уроке S2 (финский как второй язык). Спустя полгода я полностью перешла в обычный класс и новую школу, поближе к дому.

Финские школьники ничем не отличаются от российских: все разные – кто-то общительный, а кто-то тихий. Правда, все финны очень правильные. Например, на уроках они вообще не списывают и делают все, что им говорят. В русской школе все было совсем не так: чтобы выжить, надо было работать в команде всем классом, помогать друг другу на тестах. Тут тоже много внимания уделяют групповой, проектной работе, но списывать друг другу никто не даст. Почти в каждой школе есть компания русских. Эстонцы и латыши тоже с ними – общаться на родном языке привычнее, но в классах все дружат, независимо от национальности.

В свободное время ученики ходят в специальные послешкольные заведения “nuorisotalo”, где есть караоке, музыка, музыкальные инструменты, игры. Это бесплатно и доступно всем.

Всех учителей здесь называют по имени, а во время урока они могут сесть на парту или пол. Ученики часто сидят на подушках на полу. Один раз моя учительница по английскому залезла на стол с ногами и рассказывала нам какую-то историю из учебника. Если ученикам что-то непонятно, учитель останется с ними после уроков и полностью разберет тему. В то же время учителя не могут забирать наши вещи, кричать и заставлять что-то делать, здесь с этим строго.

Главный плюс финского образования – домашнего задания намного меньше. В России невозможно запомнить весь объем информации, который задают на день. В Финляндии же не хотят загружать учеников и дают только то, что действительно надо. В финской школе можно ошибаться: в тетрадях, на контрольных и тестах мы пишем карандашом, ручку не используем – так мы сами сможем исправить свои ошибки. А еще в Финляндии мальчиков и девочек не разделяют на уроках технологии: все шьют, делают табуретки, паяют. Сейчас, например, мы собираем летающий дрон.

Фото: hs.fiФото: hs.fi

материал по теме

Плюсы и минусы финской школы – мнение русского родителя

Продолжаем серию публикаций о том, как устроено образование в Финляндии.
Юлия Бараева
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
6 необычных общественных движений Финляндии
Из «Laplandia» - с любовью. К России

Обсуждение

+Добавить комментарий