Сеурасаари – остров-музей
История
Сама идея таких музеев довольно нова. До конца XIX столетия никому и в голову не приходило сохранять в качестве музейного объекта крестьянскую избу или предметы деревенской утвари. И только характерный для второй половины XIX века интерес к народному и национальному приводит к пониманию, что самые простые бытовые предметы и сооружения тоже могут представлять художественный интерес. В особенности очевидно это стало в связи со стремительным исчезновением самого уклада деревенской жизни и наступлением индустриальной эпохи.Одним из тех, кто впервые обратил внимание на необходимость сохранения элементов народной культуры, стал шведский историк и этнограф Артур Хаселиус (1833–1901). Именно ему в голову приходит идея не просто демонстрировать предметы быта и народной культуры в музейно-выставочных интерьерах, а представлять их в натуральном виде, прямо в тех постройках, где они находились когда-то. В 1891 Хаселиус приобретает небольшой участок земли на высокой скале на острове Юргорден на окраине Стокгольма. Место это называлось скансеном от названия небольшой крепости, по-шведски — сканса. Туда Хаселиус перевозит крестьянскую избу из шведской области Даларна, а затем начинает собирать интересные постройки по всей стране. С тех пор скансенами называют подобные музеи под открытым небом, которые вскоре стали возникать по всей Европе.
Топ-10 необычных музеев Финляндии
На первый взгляд Финляндия может показаться довольно консервативной страной. Поэтому для того, чтобы развеять этот миф, мы представляем вашему вниманию Топ-10 необычных музеев Финляндии.Скансен под Гельсингфорсом был одним из первых и открылся уже в 1909 году на западной окраине города, на островке, который по-фински назывался Сеурасаари — Общинный или Общественный остров. Основателем финского скансена считается профессор Аксель Олаи Хейкель. К настоящему времени на Сеурасаари собрано около 85 зданий и сооружений, представляющих самые разнообразные области Финляндии.
Место
Располагается музей в одном из самых живописных уголков Хельсинки, неподалёку от действующей президентской резиденции и особняка, в котором жил один из самых известных в России руководителей Финляндии — многолетний президент страны Урхо Калева Кекконен (1900–1986). По соседству — череда живописных особняков, возведённых на рубеже XIX и XX веков. С материком остров соединяется деревянным мостом, построенным в 1890–1892 годах из деревьев, поваленных ураганом. В центре моста находится украшенный декоративной резьбой павильон, спроектированный Фритьофом Миритцем. Этот же архитектор построил дом лесника, расположившийся сразу за мостом с правой стороны. Он возведён в норвежском стиле в виде так называемого «стаббура». В постройках этого типа верхний этаж вынесен вперёд на консолях и как бы нависает над нижним. Интересно, что в дальнейшем архитектор Миритц перебрался в Петербург, где построил несколько доходных домов и особняков в духе северного модерна.
Немного предыстории
Мост на Сеурасаари
Почти все постройки на Сеурасаари — оригинальные памятники, перевезённые из различных регионов Финляндии. Исключение в этом смысле составляет модель первобытного поселения эпохи железного века. Чтобы увидеть её, нужно дойти до середины моста и свернуть направо, двигаясь по тропинке, пересекающей небольшой островок, как бы разделяющей мост надвое. В конце концов, тропинка эта приведёт к воссозданной археологами первобытной деревне с её шалашами и полуземлянками.
Дачная жизнь русских дворян в Финляндии
Когда-то Карельский перешеек входил в состав Великого княжества Финляндского. В 1870 году началось движение по железной дороге, связывавшей Петербург и города Финляндии.О природе острова
Бараний лоб
Особую прелесть при прогулках по Сеурасаари представляет природа. Тут можно увидеть характерные для Финляндии бараньи лбы — обточенные ледником гранитные скалы, круто спускающиеся к морю. Прогуляться по парку, в состав которого входят десятки видов древесных растений: корабельные сосны, ели, берёзы, можжевельники. Особое удовольствие любителю природы доставит наблюдение за многочисленными пернатыми, здесь можно встретить лебедей, гусей-казарок, чаек, куликов-сорок. А синицы и вовсе преследуют посетителей. Достаточно просто протянуть руку — и тотчас же маленькая посвистывающая птичка ухватится коготками за ладонь в надежде, что в ней зажата порция семечек. А вот местные белки к вашим семечкам, скорее всего, даже и не притронутся. Уж больно избалованы они рассыпанными по нескончаемым кормушкам острова орехами.
Лодки
Музей не так уж и велик. Достаточно часа, чтобы не спеша его обойти. Мы будем обходить музей, двигаясь по тропинке по движению солнца. Первый музейный объект, который попадётся нам по пути — это спрятанная в сарае коллекция лодок, перевезённых из разных регионов страны. Самые оригинальные из них — это челны-долблёнки, которые изготавливались из единого ствола дерева ещё с первобытных времён.
Водяная мельница
Водяная мельница
Первый по-настоящему интересный объект — расположившаяся у развилки дорог примитивная водяная мельница с горизонтальным размещением водяного колеса. Чтобы увидеть само колесо, нужно заглянуть под пол сруба. Вода к нему подавалась по системе желобов.
Горизонтальное водяное колесо
Амбарчик
На небольшом пригорке — знаменитый амбарчик на ножках. Ножки нужны, чтобы приподнять пол над землёй во избежание гниения, и чтобы мышам было труднее добраться до зерна. Для борьбы с мышами предназначено и отверстие в нижней части двери амбара. Оно нужно, чтобы обеспечить свободный доступ в амбар для главной воительницы с мышами — кошки. Этот амбар — один из самых древних экспонатов музея. Он восходит к XVII в. и перевезён из Северной Остроботнии.
Как отдыхали русские аристократы в Финляндии
В XIX веке Финляндия как магнитом притягивала знатных петербуржцев – всего в 30 км от столицы, в окружении озерных пейзажей, начиналась другая жизнь, спокойная и безопасная.Амбар, как и многие другие постройки в музее, выкрашен в характерный охристый красный цвет. Это специфичная и сейчас для шведских и многих финских деревень краска, которую получали, вываривая с мукой отбросы медного производства. Краска эта не только украшала постройки, но и предохраняла дерево от гниения.
Курсси
Напротив амбара — двухэтажная усадьба состоятельного крестьянина под названием Курсси. Собственно, от самой усадьбы сохранился лишь главный дом, в котором жили хозяин с хозяйкой, их родители, дети и несколько наёмных работников. Обратите внимание на своеобразные крытые ворота, боковые пристройки к которым использовались в качестве конюшни. А на чердаке был устроен сеновал.
Церковь Каруны
Кирха из Каруны
Идущая вдоль берега дорожка минует несколько служебных построек. За ними просвечивает сквозь листву деревьев красная стена кирхи. Церковь из Каруны — старейший по времени постройки экспонат музея. Она была возведена в 1685–1686 к юго-востоку от Турку. Службы в храме совершаются и сейчас. Особенно популярен музейный храм при организации венчаний. Кстати, вот одно из важных отличий Сеурасаари от российских скансенов. В наших музеях церкви всегда занимают центральное место. На Сеурасаари кирха из Каруны — единственная, и даже теряется среди многочисленных крестьянских усадеб. Интересно, что такого рода деревянные храмы с характерными щипцовыми фронтонами в Финляндии стали строить в XVII–XVIII веках под влиянием средневековых каменных храмов. Церковь была построена на средства полковника графа Арвида Горна близ его усадьбы. Обратите внимание на окружающую церковный участок, сложенную из булыжного камня ограду. Барочная ярусная колокольня построена в 1767 Андерсом Вальбергом. Рядом с церковью находится могила основателя скансена на Сеурасаари Акселя Олаи Хейкеля.
Приморская тропинка взбирается на очередной невысокий пригорок и перед нами открывается вид на одно из самых оригинальных сооружений острова — церковную конюшню. Внизу, действительно, жили церковные лошади, хоть и непросто им было, наверное, проходить внутрь через такую низенькую дверь. А наверху жил обслуживавший лошадей конюх.
Ниемеля
Рядом с конюшней, за невысоким забором – целая вереница построек. Перевезённая в 1909 из Конгинкангаса усадьба финского крестьянина под названием Ниемеля – старейший музейный объект. На примере этой усадьбы удобно поговорить о том, чем отличаются финские и русские народные деревянные постройки. Во-первых — материал. Русские избы рубились из круглого леса. В скандинавских странах уже с XVI–XVII в. использовали брус. Северные русские дома строились на высоком подклете. Финские — низенькие, приземистые. На русском севере все хозяйственный постройки стремились разместить под одной крышей с жилым домом. У финнов дом был окружён россыпью строений.
Дворянская усадьба
По другую сторону дорожки — здание дворянской усадьбы Кахилуото, построенной в 1790 для семейства де ла Мюле в типичном для XVIII века стиле шведских барочных двухэтажных усадебных зданий средней руки с характерной ломаной крышей. На территории усадьбы выставлен, кроме того, садовый павильон или летний домик из Элимяки (1830) в стиле ампира.
Церковные лодки
Дорожка спускается к берегу залива, где представлены ещё два интересных экспоната, связанных с религиозной жизнью Финляндии XIX в. Это рассчитанные на несколько десятков человек гигантские церковные лодки. На них собирали прихожан на церковные службы по воскресеньям, а потом развозили по домам.
Дальше по левую сторону тянется целая улица из амбарчиков. Здесь есть одноэтажные, двухэтажные и даже один трёхэтажный.
Карельские избы
Карельский дом
По другую сторону два дома, совсем не похожие на образчики финской архитектуры. Высокие, на подклетах, с хозяйственными дворами, расположенными под одной крышей с домом. И действительно, дома эти перевезены в музей с территории Карелии, отошедшей к Советскому Союзу во время Зимней войны. Так что возведены они по канонам северной русской, а не финской архитектуры. Об этом красноречиво говорят и венчающий кровлю резной конёк, и двойные ставни на окнах, и характерный ложный балкон, и само расположение жилья на уровне второго этажа.
Юсуповы в Финляндии
Чуть ниже — довольно странное вытянутое здание с псевдоготическими оконными проёмами и мезонином. Это перенесённая из-под Хельсинки конюшня, принадлежавшая князьям Юсуповым.
На небольшой площади — будка телефонного аппарата начала XX века и старинная водораздаточная колонка. Чуть в стороне неоготический павильон, стоявший во дворе профессора Флорина на улице Булеварди в Хельсинки, в котором сохранились уникальные, расписанные акварельными ландшафтами обои.
Бедный дом
Домик бедной крестьянки
По центральной дорожке музея мы отправляемся в обратный путь. Справа — усадьба бедной финской крестьянки с бобами и капустой, которые высаживают в летнее время рядом с крошечным домиком, напоминающим постройки из плохонького советского садоводства. Наверху слева ещё один уникальный экспонат: здание деревенского магазина начала XIX века, построенного в стиле классицизма и работающего по назначению до сих пор.
Ветряки
Ветряные мельницы
В музее две ветряных мельницы. Одна — типичная для европейского севера мельница-столбовка, установленная на невысоком амбаре. Такую мельницу можно было целиком повернуть в погоне за ветром при помощи специального шеста-очепа. Вторая — выстроенная на вершине скалы мельница-голландка с поворачивающимся независимо от башни шатром. Такие гигантские полупромышленные мельницы появились в северной Европе в начале XX века. Рядом со столбовкой есть и водяная мельница с привычным вертикальным колесом.
Крестьянская крепость
На главную площадь музея выходит ещё одна усадьба богатого крестьянина, выстроенная в форме каре в соответствии с принципом «Мой дом — моя крепость». В такой усадьбе, действительно, можно было в случае необходимости держать оборону. Одну из стен каре представляет жилой дом, остальные — хозяйственные постройки.
Острова Хельсинки
В Финляндии всего насчитывается около 180 000 островов: в их число входят и крупные, и совсем небольшие, находящиеся на многочисленных озерах страны.Напротив — паппила или усадьба пастора, вытянутое деревянное здание с элементами национального романтизма, в котором сейчас размещается дирекция музея.
Лапландская поляна
Лапландский домик
Последнюю экскурсионную остановку мы сделаем чуть дальше, на Лапландской поляне. Там можно увидеть хижину с дерновой кровлей, какими пользовались лапландцы на отгонных стойбищах и уникальное сооружение, напоминающее гигантский скворечник: небольшой рубленый домик, помещённый в нескольких метрах от земли на торце срубленной сосны. Это характерный для зоны северной тайги лабаз — оставленное северными охотниками в лесу хранилище для продуктов. Необычное расположение такого амбарчика — форма защиты от медведей. Конечно, подняться по сосновому стволу медведь может, но вот проникнуть внутрь лабаза без применения лестницы невозможно.
Лапландский домик
Инфо
Удобнее всего добираться до Сеурасаари на 24 автобусе, который идёт от автовокзала в Кампи. Можно подъехать от центра города и на 4 трамвае.
Вход на остров бесплатный круглый год. Интерьеры зданий доступны для осмотра только в летнее время, и за это уже придётся заплатить:
- взрослый билет– 9 евро (в мае и сентябре, когда доступно для осмотра не всё, цена снижается до 6 евро);
- школьный билет – 3 евро.
- дети до 7 лет — бесплатно.
На территории удобные бесплатные туалеты. Перекусить можно в здании исторического ресторана, построенного по проекту Миритца в 1890.