Аки Каурисмяки. Певец финского минимализма
От Ориматтила до Соданкюля
Фото: folketsbio.se
Ходят слухи, что предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии. Аки родился 4 апреля 1957 года в городе Ориматтила в провинции Пяйят-Хяме. Его отец был коммивояжёром, поэтому семья часто переезжала с места на место. Так что Аки пришлось пожить ещё и в таких городах, как Тойвала и Коувола. Школу же он закончил в 1973 году в городе Канкаанпяя. Учился в университете в Тампере, где организовывал фестиваль короткометражных фильмов. Страсть к организации фестивалей проявилась во второй раз в 1986 году, когда они совместно со старшим братом Микой (тоже кинорежиссёром, но не столь известным, как младший брат) создали знаменитый кинофестиваль «Полуночное солнце» в заполярном городе Соданкюля.
И всё же его любимым городом Аки остаётся Хельсинки, в котором снято большинство его фильмов.
Съёмочная площадка — Хельсинки
В 1983 году в Хельсинки Каурисмяки снимает свой режиссёрский дебют — фильм «Преступление и наказание», естественно, по Достоевскому. Продюсером картины выступил старший брат Мика. Действие перенесено из Петербурга середины 19 века в Хельсинки. Лента получила премию «Юсси» (финский аналог «Оскара») — за лучший дебютный фильм и за лучший сценарий.
Кадр из фильма "Преступление и наказание".
Также в Хельсинки перенёс Каурисмяки и действие шекспировского «Гамлета», сняв в 1987 году фильм «Гамлет идёт в бизнес».
Кадр из фильма "Гамлет идёт в бизнес".
В Хельсинки сняты и многие другие картины режиссера: в частности, «Союз Каламари» (1985) и так называемая «трилогия неудачников», или «пролетарская трилогия», состоящая из фильмов «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики» (1990). Можно сказать, что во всех этих произведениях Хельсинки является одним из главных действующих лиц.
Кадр из фильма "Союз Каламари".
Съёмки «Теней в раю» проходили не только в Хельсинки (в Южном порту и на Рыночной площади Хаканиеми), но и в пригородах Хельсинки — Эспоо и Киркконумми, а также в городе Ханко, на юго-западе Финляндии. Одна из сцен фильма «Ариэль» снималась на улице Фабианинкату, пересекающей парк Эспланады, а ограбление банка из этого фильма происходило на улице Хаканиементранта, на севере Хельсинки.
Кадр из фильма "Тени в раю".
Почти весь фильм «Девушка со спичечной фабрики» снят в районе Валлила, в квартале разноцветных деревянных домов, построенных в 1910 году, а также в богемных районах Пунавуори и Каллио.
Кадр из фильма "Девушка со спичечной фабрики".
Благодаря «трилогии неудачников», наполненной с одной стороны беспросветной меланхолией, а с другой — тонким финским юмором, в 1990-х Каурисмяки приобретает мировую известность и начинает снимать в Америке, Франции и Англии.
В США Каурисмяки снял фильм «Ленинградские ковбои едут в Америку». Впрочем, и сюда он умудрился вставить несколько кадров из финской глубинки, а именно, городок Илистаро, стоящий на берегу реки Кёйкянкоски, в Остроботнии.
Кадр из фильма "Ленинградские ковбои едут в Америку".
Родная Финляндия не так-то просто оторвала от груди прославившего её режиссёра. Так в 1991 году, снимая по роману французского писателя Анри Мюрже фильм «Жизнь богемы», Каурисмяки попытался, как и в «Преступлении и наказании», перенести действие в Финляндию, в Хельсинки. Но «процесс не пошёл», и режиссёр вскоре понял, что снимать надо, всё-таки, в Париже, в тех самых местах, где происходит действие романа. Как оказалось, выбор он сделал правильный. За этот фильм Каурисмяки получил французский орден Почётного легиона.
Кадр из фильма "Жизнь Богемы".
Однако действие следующего фильма — «Береги свою косынку, Татьяна» — вернулось в Финляндию. Причём в Финляндию 1960-х годов. Это такое ностальгическое роуд-муви про двух финнов, которые катаются по Финляндии на советской «Волге» и вдруг встречают двух девушек из СССР. В 1995 году этот фильм стал лауреатом главной кинематографической премии Финляндии — «Юсси». Кстати, некоторые сцены этого фильма сняты в Таллине.
Финская трилогия
В конце 90-х – начале нулевых Аки Каурисмяки создаёт фильмы, которые поставили его в один ряд с ведущими режиссёрами планеты. Это так называемая «финская трилогия»: «Вдаль уплывают облака» (1996), «Человек без прошлого» (2002) и «Огни городской окраины» (2006). Действие всех трёх фильмов опять происходит в Хельсинки.
Кадр из фильма "Вдаль уплывают облака"
Особенно выделяется в творчестве режиссёра фильм «Человек без прошлого». Это, пожалуй, наиболее известный и успешный его фильм, который видели даже те, кто и фамилию-то режиссёра выговорить не может.
Съёмки проходили в довольно мрачных, абсолютно нетуристических, но любимых режиссёром северо-восточных районах финской столицы — Верккосаари, Сёрняйнен и Сомпасаари, а также в одном из центральных районов Хельсинки — Каартинкаупунки, то есть рядом с Рыночной и Сенатской площадями и парком Эспланада. Присутствуют в «Человеке без прошлого» также Центральный железнодорожный вокзал и городской ботанический сад Кайсаниеми.
Кадр из фильма "Человек без прошлого"
В 2002 году жюри Каннского кинофестиваля под председательством Дэвида Линча присудило фильму Гран-при. Годом спустя, «Человек без прошлого» был номинирован на «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке. Правда, Каурисмяки не захотел приезжать в США.
Без надежды на возвращение
Выдающейся добавкой «финской трилогии» можно считать фильм «По ту сторону надежды», вышедший на экраны в 2017 году. Картина рассказывает историю сирийского эмигранта Каледа, она также была снята в Хельсинки и являлась частью официальной программы празднования столетия Финляндии.
Кадр из фильма "По ту сторону надежды"
После премьеры фильма Аки Каурисмяки выступил перед журналистами и объявил, что это была его последняя работа в кинематографе.