Особенности финского национализма
Хочешь жить в Финляндии – будь как финн
С момента обретения Финляндией независимости в 1917 году и до наших дней националистические движения в Суоми остаются на гребне популярности, но их приверженцы крайне редко рискуют выходить за рамки дозволенного. Финское общество никогда не поддерживало тех, кто посягает на его устои.
Последнее десятилетие все больше финнов поддерживают националистические идеи. Как и в других странах Европы, это связано с экономической нестабильностью, ростом напряженности в обществе и увеличением потока нелегальных мигрантов. По данным газеты Iltalehti («Вечерней газеты»), 42% финнов выступают за ограничение числа беженцев. В 2015 году недовольных было только 32%. Почти 60% опрошенных финнов убеждены, что большинство желающих получить политическое убежище в Суоми не бегут от реальной опасности, а попросту ищут лучшей жизни в богатой стране. Не удивительно, что с подобными настроениями в обществе политические партии и движения националистического толка получают все большую поддержку населения.
Идеологи финского национализма, партия «Истинные финны», по итогам парламентских выборов 2015 стали второй по популярности партией в Финляндии, уступив только центристам. А недавно, в декабре 2018 года, в Суоми появилась ещё одна националистическая сила - партия «Suomen Kansa Ensin» («Финны в первую очередь»). Ещё одна партия, защищающая интересы коренного населения, по мнению её идеологов, нужна, так как «Истинные финны» не оправдали возложенных на них надежд, а «Финны в первую очередь» пообещали быть более последовательными. По закону Финляндии, для того, чтобы зарегистрировать новую партию, необходимо собрать 5 тысяч подписей в свою поддержку. «Финнам в первую очередь» это удалось достаточно быстро.
Фото: yle.fi
Впрочем, важно понимать: финские националисты выступают не против приезжих как таковых, а за сохранение национальной идентичности в условиях глобализации общества. Лозунг партии «Истинные финны» – «Massa maan tavalla», что в переводе на русский ближе всего к поговорке «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Эту мысль поддерживает и больше половины населения страны. Опрос, проведённый изданием «Helsingin Sanomat», показал, что 54 процента финнов считают: иностранцы, приехавшие жить в Суоми, должны как можно быстрее ассимилироваться, стать «похожими на финнов».
В век глобализации, стирания государственных и культурных границ финны сражаются не против мигрантов как таковых, а за сохранение своей самобытности. Всего сто лет назад Суоми обрела государственную независимость, а вместе с ней и законное право отстаивать свою национальную идею. Отказываться от этого права финны не собираются.
Становление национальной идеи
Известный казус финской истории – первыми финскими националистами были выходцы из Швеции. В середине XIX века именно шведы были наиболее обеспеченными и образованными жителями Суоми. Многие из них искренне полюбили страну Тысячи Озер и стали ее патриотами.
Например, врач по образованию и швед по происхождению, Элиас Лённрот посвятил свою жизнь изучению финского фольклора. Собранные былины и сказания он собрал в единый эпос «Калевала», который сыграл огромную роль в становлении финского самомнения. Мир узнал, что у маленькой северной страны есть своя уникальная культура.
Фото: krakatun.com
Через 13 лет после публикации «Калевалы» другой швед, Йохан Рубенберг написал стихотворение «Наш край», впоследствии ставшее текстом гимна Финляндии. Рубенберг был сельским учителем, он много путешествовал по финским деревням, любовался суровой природой и восхищался силой крестьянского духа. В песне есть такие строки:
«Ступай, надменный чужевер,
Ты звону злата рад!
Наш бедный край угрюм и сер,
Но нам узоры гор и шхер —
Отрада, слаще всех отрад,
Неоценённый клад»
(Перевод Александра Блока)
Вполне соответствует настроениям современных финских националистов.
Говоря в вкладе шведов в становление финского самосознания, нельзя не упомянуть ещё одного шведа, отца финского национализма, Йохана Снелльмана. Он был просветителем, публицистом и политиком. Снелльман верил, что у финнов есть свой уникальный независимый путь. Он говорил: «Мы не шведы, русскими мы становиться не хотим, будем же финнами». Именно Йохан Снелльман добился признания финского языка в качестве государственного, а затем и введения национальной денежной единицы – финской марки.
Фото: wikiwand.com
Формирование финского самосознания пришлось на тот период, когда Суоми была частью Российской империи. Подчиненное положение Хельсинки относительно Петербурга вызывало у финнов недовольство. Националистические движения приобретали все больше сторонников, прежде всего среди студентов, но протест выражали даже дети.
Будущий президент Финляндии Урхо Кекконен в мемуарах вспоминал, что в школе он отказывался учить русский язык, входивший в обязательную программу. Его одноклассники соревновались в незнании русского. Например, Кекконен был отличником, но по русскому получал только «4» и «5» – это самые низкие оценки по финской десятибалльной системе.
Фото: vivaeurope.ru
Радикалы не пройдут
Националистические движения стали приобретать радикальные черты после получения Финляндией независимости в 1917 году. Тогда получила распространение идея «Великой Финляндии» – объединения всех финно-угорских народов, проживающих в Карелии, на побережье Балтийского моря и даже в Швеции и Норвегии под одним флагом. Мечту о финской «Империи» поддерживал и знаменитый маршал Густав Маннергейм, поклявшийся «вернуть» в состав Финляндии карельские земли.
Главными идеологами объединения финнов было «Карельское академическое общество». «Наше отечество – это не теперешняя Финляндия, а Великая Финляндия, которая томится под чужим игом – её надо освободить» – говорили его участники. С «Карельского академического общества» началась недолгая история финских профашистких объединений.
Главным союзником «Карельского академического общества» в 1930-х годах «Движение Лапуа». Его сторонники вели открытую антикоммунистическую деятельность. Не гнушались похищениями и избиениями политических оппонентов. А для пущей схожести фашистами, как и их итальянские «коллеги», носили униформу – чёрные рубашки.
Лапуанское движение становилось все более популярным, пока в 1932 году его лидер, Викторе Косола, не попытался совершить государственный переворот. По примеру Бенито Мусолини, совершившего «поход на Рим», Косола собрал 7 тысяч своих вооруженных сторонников и вознамерился захватить Хельсинки. Только в результате своего марша Муссолини стал премьер-министром Италии, а Виктор Косола – попал в тюрьму. Финское правительство завило, что не намерено терпеть угроз, и если мятежники не разойдутся, к ним применят силу. Этого оказалось достаточно, чтобы не получавшие до этого момента реального отпора лапуанцы разбежались. Из этих событий финские националисты вынесли важный урок: тот, кто вышел за рамки дозволенного, будет наказан.
Современный финский национализм
После окончания Второй Мировой войны националистические общества и движения Финляндии были окончательно запрещены. Первые десятилетия мирной жизни в Суоми старались даже не вспоминать, о том что когда-то в стране были националисты, некоторые из которых поддерживали фашистский и нацисткий режимы. Финляндия получила свою прививку от нацизма.
Новый подъем националистических идей пришёлся на 90-е годы, когда вырос уровень жизни, и в благополучную Финляндию двинулся поток мигрантов со всего света.
Сегодня, националисты Суоми не выступают против приезжих, но ратуют за их скорейшую интеграцию в финское общество. Правая партия «Истинные финны» официально осуждает расизм, насилие и дискриминацию во всех проявлениях. В 2013 году из «Истинных финнов» был исключён депутат, опубликовавший фото своего друга, вскинувшего руку в нацистском приветствии. Сегодня, каждому финну очевидно, что такие действия неприемлемы.
Что касается «Великой Финляндии», то, если идея объединения всех финно-угорских народов под бело-синим флагом и не канула в Лету, открыто лидеры националистов её не поддерживают. Когда в ноябре 2018 года представители молодежного крыла «Истинных финнов» заявили о том, что неплохо бы забрать у России часть Карелии, лидеру партии пришлось спешно выступать с опровержением.
Достижимые политические цели, по мнению «Истинных финнов», – это поддержание благосостояния своего народа, защита культурных традиций и сохранение национальной идентичности. И добиваться этих целей сегодня можно только мирными средствами.