Финское чудо света, где суша растет из моря
Там, где ледник возвращает долги
Если верить легендам, то архипелаг Кваркен возник благодаря буйному нраву одного неуживчивого великана по имени Финн. Когда этот верзила в очередной раз набедокурил в родной Швеции, сородичи пинками прогнали его из своей страны. Обиженный на всех и на вся бузотёр набрал целый мешок камней и, пока шёл через Ботнический залив в сторону Финляндии, швырял их направо и налево, с одному ему известной целью. Так и образовалась эта местность, где перемешались небо, вода, скалы, острова и люди…
Фото: vaasa.fi
Учёные придерживаются совершенно иного мнения о природе возникновения этой местности. И если прислушаться к их точке зрения, то получается, что мы имеем дело с уникальным природным явлением, аналогов которому в мире нет.
Кваркен — единственное место на Земле, где суша растёт из моря. Миллионы лет назад наступавший с севера ледник трёхкилометровой толщины вдавил её в нижние слои земной коры, и вот теперь она медленно, но верно возвращается в своё изначальное состояние. Сегодня подобных процессов за пределами геосинклиналей на планете больше нигде не наблюдается. Это «возвращение» происходит со скоростью, примерно, один сантиметр в год. Острова превращаются в полуострова, заливы — в озёра, озёра — в болота, болота — в луга… По- научному это явление называется изостатическим поднятием суши, и его можно заметить даже невооружённым глазом: на недавно образовавшейся береговой линии растут кусты облепихи, ивы и ольхи; там, где суша появилась несколько десятилетий назад, уже выросли берёзы, рябины и осины; а от мест, где возвышаются ели, море отступило несколько сотен лет назад.
Фото: vaasa.fi
За год площадь Кваркена увеличивается примерно на 150 футбольных полей. Учёные прогнозируют: если этот процесс пойдёт и дальше такими темпами, то через пару тысяч лет северная часть Ботнического залива превратится во внутреннее море, и до Швеции можно будет дойти посуху.
Контрабандисты, рыбаки и почтальоны
Архипелаг состоит почти из шести тысяч островов. Точно сосчитать невозможно, потому что каждый год образуются всё новые и новые участки суши. Два самых крупных острова архипелага — Реплот (Replot) и Бьёркё (Björkö), на которых проживают две с половиной тысячи человек. С материком архипелаг соединяет самый длинный мост в Финляндии — Реплотский. Его длина — 1040 м, высота — 82 с половиной. Мост был открыт 27 августа 1997 года. Виды с него — космические.
Фото: flickr.com
Вся площадь Кваркена – частная территория, принадлежащая коренным жителям островов, которые говорят, в основном, на шведском языке. Рядом с их идиллически-красными домами и саунами, построенными на вершинах моренных хребтов, качаются моторные лодки, украшенные сине-белыми вымпелами Финляндии или жёлто-красными — Остроботнии, региона, в котором расположен архипелаг.
Фото: vaasa.fi
Традиционные занятия аборигенов — рыбная ловля и охота за тюленями. А также контрабанда различных товаров (в основном соли, кофе и алкоголя) из Швеции. А ещё на Кваркенском архипелаге в середине лета проходят довольно зрелищные и весёлые соревнования по почтовой гребле между шведским островом Холмен и рыбацкой гаванью Сведьехамн в Кваркене, которым уже более трёхсот лет.
Переход Барклая через Кваркен
Фото: nationalparks.fi
В России немало найдется людей, которые хотя бы краем уха слышали о переходе Суворова через Альпы. Но мало кто знает о переходе русской армии под командованием генерала Барклая де Толли через замёрзший Ботнический залив. В историографии его так и называют: «переход через Кваркен».
Случилось это во время последней русско-шведской войны 1808-1809 годов, в которой Россия одержала победу, а вся территория Финляндии перешла от Швеции к Российской империи в качестве Великого княжества Финляндского. Увы, «переход через Кваркен» почти никак не поспособствовал этому, и сотни солдат погибли зря.
По плану русского командования нападение на Швецию совершалось тремя корпусами. Первый должен был захватить Аландские острова, второй — Торнео, а третий — перейти Ботнический залив по льду и взять Умео. Затем все три корпуса должны были двинуться на Стокгольм.
Третьим корпусом как раз и руководил генерал Барклай де Толли, будущий герой Отечественной войны 1812 года. В составе корпуса было около шести тысяч человек. В начале марта 1809 года он выступил из Ваасы, пересёк Кваркенские острова и в районе смотровой башни Салткарет, где сегодня установлен небольшой памятный монумент, вступил на лёд Ботнического залива. Условия перехода были чрезвычайно суровыми.
Фото: nationalparks.fi
Артиллерийские орудия тащили на полозьях. В целях маскировки разводить костры категорически запрещалось.
Барклай де Толли написал в своём рапорте государю: «Переход был наизатруднительнейший. Солдаты шли по глубокому снегу, часто выше колена, и сколько ни старались прийти заблаговременно, но будучи на марше 18 часов, люди так устали, что на устье реки принуждены мы были бивакировать. Неприятельские форпосты стояли в виду нашем. Понесенные в сем переходе труды, единственно русскому преодолеть только можно».
Так, впервые в военной истории армия пересекла морской залив по льду. Но пока солдаты Барклая шли через Кваркен, в Швеции произошёл государственный переворот, и новый король, Карл Тринадцатый предложил России мир с тем условием, чтобы русские войска не вступали на территорию Швеции. Корпусу Барклая-де-Толли было приказано возвратиться назад тем же путём.
На обратном пути разыгралась свирепая метель, в которой погибло множество русских солдат. Местные жители утверждают, что в течение многих лет находили их трупы на близлежащих островах. Особым шиком считалось сделать из найденного черепа пепельницу.
Несмотря на столь неутешительные итоги той экспедиции, в апреле 1809 года Александр Первый учредил медаль «За переход на шведский берег», которой наградили участвовавших в нём солдат и офицеров.
Как добраться до Кваркена и там переночевать
Фото: pohjoiseen.fi
Возможно, самый простой способ туда добраться – на собственной или арендованной машине. От Вааса до Бьёркёбю и Сведьехамна езды всего около получаса. Также из Вааса туда идет автобус. В городе он начинает свой путь от остановки на Sepankulantie 4. Дорога занимает чуть больше часа. Билет стоит 550-700 рублей. Конечная остановка Bodvagen P. Билеты на автобус и всю остальную информацию можно узнать по электронной почте info@ingsva.fi или по телефону +358 (0) 20 7434 530. Автобусы ходят редко, поэтому узнавать о них надо заранее.
Также на Кваркен ходит из Вааса и других населенных пунктов водное такси. Это самый удобный, но не самый дешевый способ добраться до архипелага. Все зависит от конкретного перевозчика, с которым надо договариваться персонально.
Останавливаться лучше в Вааса, но и на самих островах можно подыскать интересные варианты жилья. Например, коттедж «Орлиное Гнездо» в Сведьехамне. Места, конечно, великолепные и по красоте, и по атмосфере, и по самому характеру ландшафта.
Если выберете Васа, то советуем остановиться в номере 418 отеля Sokos Vaakuna. Он оформлен в виде типичной рыбацкой хижины Кваркена, с деревянными половицами, ткаными ковриками на полу, масляными лампами и сетями на стенах.