Спасение Пульса: во что можно превратить финскую ж/д станцию
Старые времена
Здание вокзала в 1908 или 1909 году. Фото: Suomen Rautatiemuseo
Если вы едете на поезде в Финляндию, то недалеко от Лаппеенранты за окном промелькнет станция Pulsa. Здание вокзала, обычный белый домик, секунда – и вы о нем уже забыли. Между тем, эта станция, вокруг которой в XIX веке возникла деревня, имела в прошлом очень важное стратегическое значение, а для Лаппеенранты и других городов Сайменского региона она вообще была воротами в мир. Люди из Лиексы или Куопио сначала доплывали до Лаппеенранты на лодке, потом на подводах добирались до станции, а оттуда уже отправлялись в Хельсинки, Санкт-Петербург, и в другие города.
В 1869 году архитектор Кнут Ниландер спроектировал здание вокзала и парк вокруг него. Строительство завершили через два года. Очень скоро Пульса стала очень оживленной станцией, каждый день сюда приезжали сотни людей. Здесь появились магазины, почта, начальная школа, таверна Панккинен, спортивная площадка и даже танцпол. В Пульсе останавливались художники и артисты. То были времена, которые в своем романе «Железная дорога» описывал классик финской литературы Юхани Ахо. В Пульсе в 1973 году даже снимали отдельные сценки для фильма по этому роману.
От расцвета к упадку
Коммерческое здание недалеко от станции в 1980 году. Фото: Arto Hämäläinen / Lappeenrannan museoiden kuva-arkisto
В ХХ веке, когда поезда стали более мощными и начали работать на качественном топливе, Пульса свой статус утратила. В 1977 году пассажирские поезда вообще перестали на станции останавливаться. Постепенно вокзал превратился в квартиру для одного местного алкоголика. Бедолага потерял работу и за домом не следил. Деревня тоже начала ветшать и пустеть – люди уезжали в Лаппеенранту и в другие города. Ничто не предвещало возрождения, и уже в 90-е здание вокзала напоминало декорации из фильма ужасов.
Но все изменилось несколько лет назад.
Возрождение Пульсы
Петра и Лассе Карьялайнен. Фото: Petra Karjalainen
В XXI веке в Пульсу из Йоэнсуу приехала чета Карьялайнен, Лассе и Петра. Лассе здесь вырос и ему хотелось посмотреть на места своего детства. Супруги были уже на пенсии, им удалось скопить немного денег, и Петра, которая вообще родилась в Швейцарии, предложила мужу вокзал выкупить. Она считает, что красивые старые вещи не должны умирать.
Здание стоило совсем дешево. Пенсионеры заключили сделку с местными властями и взялись за дело. Супруги за свой счет и по большей части своими руками восстановили не только вокзал, но также несколько домов в деревне. Реставрационные работы полностью были завершены в 2017 году.
Фото: visitlappeenranta.fi
Внутри бывшего вокзала они устроили музей, кафе, небольшую гостиницу в формате B&B (Bed and breakfast) и магазин дизайнерских изделий.
Фото: retkipaikka.fi
Зачем Лассе и Петра Карьялайнен все это сделали? Просто им было больно смотреть на умирающие станцию и деревню.
История и туризм
Теперь Пульса – это некий оазис, где комфортный отдых, тишина и покой соединяются с необычным музеем, современным искусством и красивой природой. Железная дорога добавляет колорита.
Фото: Yle / Jouko Salokorpi
В деревню стали приезжать туристы. Исторический поезд, который ходит там время от времени, совершает на станции обязательную остановку. Люди посещают здание вокзала с удовольствием. Местный музей рассказывает об удивительной станционной жизни XIX века. Экспозиция позволяет узнать массу любопытных исторических подробностей, например, о том, что в здании вокзала была написана знаменитая финская картина «Мать»: ее автор, выдающийся художник Даниэльсон-Гамбог приезжал сюда встретить свою женатую сестру и та согласилась позировать в привокзальной гостинице. Теперь картина висит в главном художественном музее Финляндии Ateneum.
Фото: Yle / Jouko Salokorpi
Периодически в Пульсе устраиваются выставки. Причем, не в здании вокзала, а в отремонтированных домиках деревни.
Тенденция и традиция
Кафе на станции Пульса. Фото: retkipaikka.fi
Интересно, что инициатива Лассе и Петры Карьялайнен далеко не единственная в Финляндии. По данным газеты Helsingin Sanomat, большая часть старых станций, утративших свое значение, в Финляндии выкуплена, адаптирована к современным условиям и теперь живет новой жизнью. Например, станция Туури в Верхней Остроботнии или станция Хуополахти в Хельсинки: первую выкупил и отреставрировал Тапио Исоахо, вторую – Лайза Акимоф. Новые хозяева разместили на станциях кафе, выставочные залы и небольшие магазинчики.
Однако Пульса из общего ряда все-таки выделяется. Слишком важной была эта станция в прошлом и многое может рассказать сейчас.
Музей при станции. Фото: retkipaikka.fi
Кстати, вложения супругов Карьялайнен полностью окупились. По словам Лассе, за три года станцию посетило 50 тысяч человек и сейчас Пульса приносит прибыль.
В основном туристы приезжают на старинных поездах и на автомобилях из Лаппеенранты, ведь расстояние по трассе 3864 составляет всего 22 км, то есть на машине туда можно добраться за 20 минут.