Что нужно знать о заправках в Финляндии
Лучше с полным баком
В Финляндии очень дорогой бензин. Это не фигура речи и не художественное преувеличение, а суровая правда жизни. Стоимость бензина варьируется в пределах 1.5-1.7 евро за литр, поэтому автомобилисты предпочитают залить полный бак «на нашей стороне», перед самой границей, чтобы относительно дешевого бензина хватило как можно дольше.
Фото: flickr.com
На пути в Брусничное есть две заправки, в 18 км от МАПП, на обеих берегах реки Малиновки и сразу за первым КПП.
По дороге в Торфяновку – справа Лукойл на 192 км трассы «Скандинавия» (там же кафе и мотель), слева ВТК на 198-км «Скандинавии».
Едущие в Иматру заправляются непосредственно в Светогорске, в городе много заправок непосредственно на подъезде к границе.
В Вяртсиле у самой границы путешественников радует бензином и кофе “Газпромнефть”.
В двух-трехдневную дорогу рачительный автопутешественник берет канистру бензина, по правилам можно провезти 10 литров бензина, не облагаемые пошлиной. Следующие 10 литров уже нужно будет декларировать.
Но случаются в жизни путешествия более дальние, на которые не напасешься ни баком, ни канистрой, и тогда происходит знакомство с финскими заправками.
В Финляндии, даже в самых отдаленных уголках страны, например, в Лапландии, можно не бояться остаться без бензина. Заправки есть на всех автомагистралях, шоссе, проселочных дорогах, и поставлены они на специально рассчитанном расстоянии. Разумеется, во всех городах – вне зависимости от их размера, пусть даже это будет и хутор в три двора, – тоже есть заправки.
Фото: yritysporssi.fi
Финские АЗС условно можно поделить на два вида: автозаправочные комплексы и те, что в нашем представлении подходят под определение «бензоколонка».
Автозаправочные комплексы
ABC, Teboil, Shell, Esso, Neste предлагают путешественникам большой набор услуг. Кроме основной необходимости – заправить автомобиль бензином – здесь можно выпить кофе, съесть пирожок и даже пообедать в ресторане, совершить небольшой шопинг – во многих есть продуктовый магазин, аптечный киоск и сувенирная лавка, просто отдохнуть, поиграть в автоматы (если будут свободные; финны из ближайших местечек любят коротать свой досуг у игровых автоматов заправочных комплексов), сходить в туалет и совершить мелкий автомобильный ремонт.
Фото: s-palvelut.fi
На автозаправочном комплексе за бензин можно рассчитаться с кассиром внутри, или оплатить прямо на колонке (сначала заправившись).
Автозаправочные комплексы работают по определенному графику, чаще всего с 7.00 до 21.00. Это не значит, что ночью здесь нельзя будет заправиться: можно, но как на автоматической станции.
Бензоколонки
Автоматические заправки не предложат своим клиентам никаких дополнительных услуг кроме основной. Обычно это – несколько колонок под крышей. С одной стороны – обращаться с автоматом страшновато (с опытом этот страх проходит, тем более, что в интерфейсе автоматических колонок установлен русский язык), с другой – автоматические колонки работают круглосуточно и бензин на них дешевле.
Фото: yle.fi
Принципиальное отличие заправки на автомате – сначала нужно выбрать на дисплее номер колонки, марку бензина, сумму к оплате, вид платежа (наличными или по карте), оплатить, а только после этого снимать заправочный пистолет и вставлять его в бак.
Виды топлива
В Финляндии нет привычного многим российским автомобилистам 92-го бензина. Есть две марки – 95Е 10 и 98Е 5. Буква Е обозначает, что в бензин добавлен этанол (этиловый спирт). Считается, что этанол в бензине позволяет сократить выбросы углекислого газа.
Фото: yle.fi
Для тех, кто дома заливает в свой автомобиль 95-й – все понятно, пользователи 92-го бензина заливают 95Е.
Кроме бензина на заправках есть колонки с дизельным топливом.
Нюансы
На всех автозаправочных комплексах (кроме автоматических), сначала идет заправка, потом оплата.
Пистолеты на финских заправках не оборудованы специальным язычком, отжав который, можно не нажимать на клавишу пистолета, в ожидании отщелкивания. Пистолет придется держать в руке в течение всей заправки.
Фото: yle.fi
Несмотря на большое количество заправок, за уровнем топлива все же нужно следить, чтобы не остаться в чистом поле с сухим баком. Если же это, все-таки, произошло, нужно встать на обочине, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и ждать. Проезжающие мимо финны, скорее всего, отреагируют на эту картину должным образом и помогут.
Либо можно воспользоваться экстренными телефонами, указанными в грин-карте.