КПП на границе с Финляндией: различия и особенности
Официальное название пограничных пунктов – многосторонний автомобильный пункт пропуска или МАПП. Не секрет, что наиболее востребованные - это названные четыре пункта: Торфяновка, Брусничное, Светогорск и Вяртсиля. О них и расскажем подробнее.
На пути в столицу
Начнем с МАПП Торфяновка – Vaalimaa Tulli.
Фото: nevnov.ru
Этот пункт удобен прежде всего тем, кто держит генеральное направление на Хельсинки или Турку. Расстояние от Санкт-Петербурга до Торфяновки – 197 км по трассе «Скандинавия», от границы до финской столицы – 187 км, до Турку – 350 км. Трасса Е18 проходит через Хамина, Котка, Ловийса, Порвоо и другие, весьма популярные среди соотечественников города, так что, если пункт назначения – один из них, то тоже через Торфяновку.
Из всех пунктов перехода, Торфяновка считается самой быстропроходимой, среднестатистически здесь меньше шансов встать в многочасовую очередь. Обусловлено это, в первую очередь, большим количеством контрольно-пропускных постов, способных одновременно проверять до 10 автомобилей. Также сравнительная легкость прохождения объясняется отсутствием на финской стороне, «в пешей» от границы доступности большого количества популярных среди россиян магазинов, как в случае с Иматрой и Лаппеенрантой. Аутлет-деревня “Царь” пока еще не стала магнитом притяжения, хотя выбор самых разных товаров там солидный.
Фото: esquire.ru
Пункт перехода Торфяновка – Vaalimaa работает круглосуточно, максимальная загрузка обычно приходится на выходные дни, в будние дни с утра и до 13.00-14.00 машин мало, начиная с 16.00 и до 1.00-2.00 ночи могут собираться очереди. Расстояние между российским и финским пунктами – около пяти километров.
За покупками – одним днем
Как вы, наверное, догадались, речь идет о МАПП Брусничное – Nuijamaa Tulli.
Фото: travelask.ru
Через Брусничное едут те, кто на вопрос финского пограничника о целях и продолжительности поездки, отвечают: «В Лаппеенранту, в магазин, сегодня обратно». В Лаппеенранту – это, конечно, художественное преувеличение: все необходимые магазины – Disas, Laplandia, Rajamarket и другие от финской границы расположены на расстоянии 2-3 километров.
Именно из-за этого однодневного шопинга и любви россиян к финским товарам на Брусничном почти всегда коллапс, километровые очереди и многочасовые стояния. К тому же контрольно-пропускных постов там немного. Как результат – невысокая пропускная способность. Пункт работает круглосуточно, утром с 8.00 до 8.30 и вечером с 20.00 до 20.30 – пересменки, что тоже задерживает очередь.
От Петербурга до Брусничного по той же трассе «Скандинавия» – 169 км, последние 15 километров живописно проложены вдоль Сайменского канала, повторяя его рельеф (правда, любоваться его красотой доступно как всегда только пассажиру). Между Брусничным и финским пунктом перехода Нуйямаа – 4.5 км.
Брусничное подойдет и тем, кто едет в город Коувола (115 км по трассе №6), в Лахти (177 км по то же шестерке), в Миккели (136 км по трассе №13-й ), или вглубь страны, в сторону Варкауса, Куопио, Каяани и дальше – в Лапландию.
Посмотреть на водопад
Следующий пункт перехода российско-финской границы – это Светогорск – Иматра, прямой конкурент Брусничному с Лаппеенрантой. Как нетрудно догадаться, через Светогорск едут, прежде всего, в Иматру – посмотреть на знаменитый водопад Иматранкоски, погулять по лесу вдоль ущелья, полюбоваться на замок-отель, а, может быть, и переночевать в нем, перезагрузиться в ближайшем спа. Когда-то здесь было так же многолюдно, как и в Брусничном, но кризис закрыл многие приграничные магазины и за покупками теперь надо ехать в саму Иматру – в городе их полный набор. Поэтому светогорский пункт перехода используют скорее для путешествий по озерному краю, поездок в Савонлинну (124 км), Пуумалу (68 км), Йоэнсуу (202 км), Суомуссалми.
Фото: flickr.com
От Петербурга до Светогорска – 186 км, дорога после Выборга находится на реконструкции, когда-нибудь, по завершении работ, здесь будет четырехполосное скоростное шоссе, пока что – много сужений, участков с реверсивными светофорами, мало возможностей для маневров, а значит, если впереди окажется тихоходная фура, ехать придется медленно и долго.
Между пограничными пунктами Светогорска и Иматры расстояние 10 км; здесь границу можно пересекать на велосипедах, а вот пешеходный переход запрещен.
На дальнем пограничье
Пункт перехода МАПП Вяртсиля – Niirala Tulli – не для спонтанных поездок в Финляндию. От Санкт-Петербурга его отделяет 337 км, зато от карельского города Сортавалы – всего 65 км. К Вяртсиле ведет автомобильная дорога А-121 «Сортавала», которая фрагментарно находится на капитальном ремонте. На КПП в этой карельской глубинке никогда не бывает очередей, работает пункт круглосуточно, иногда там можно встретить пограничника, который не прочь пошутить (в разумных пределах). В Вяртсиле есть несколько «финских» магазинов.
Фото: drive2.ru
Ближайшие финские города – Китеэ (45 км), Йоэнсуу (80 км) и множество маленьких городков и сел, затерянных среди лесов и озер.
Правила перехода
Какой бы пункт перехода границы вы ни выбрали, правила пересечения на всех будут одинаковы.
Всех въезжающих на МАПП у шлагбаума встречает пограничник, которому надо показать паспорт (выходить из машины не нужно). Дальнейшее движение по территории пропускного пункта регламентируется дорожными знаками и светофорами. Отдельные полосы выделены для движения грузового, легкового транспорта и автобусов, «граждане ЕС» встают в свою очередь, «не граждане» выбирают полосу со знаком «все паспорта».
Фото: 64parallel.ru
Въехав непосредственно в зону досмотра, все выходят из машины и идут на паспортный контроль. Первым проверку проходит водитель, предъявляя свой загранпаспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства, за ним следуют его пассажиры. При прохождении финской границы обязательно нужна зеленая карта, по запросу – бронь гостиницы (все эти документы можно предоставить сразу). Стандартные вопросы от финских пограничников: куда, зачем (в финской интерпретации этот вопрос часто звучит, как «что вам там?»), на сколько дней, когда обратно. Кроме того, финны еще и каждый раз снимают отпечатки пальцев.
На Vaalimaa работают так называемые экспресс-модули для прохождения паспортного контроля. Проще говоря, это будки, в которых сидят пограничники, и проверяют всех, разница лишь в том, что, проходя проверку в экспресс-модуле, не нужно выходить из машины, достаточно иметь соответствующую длину рук, чтобы из салона суметь дотянуться и вручить пограничнику все документы.
После прохождения паспортного контроля нужно открыть у автомобиля все двери (в Светогорске в обязательном порядке требуется еще и поднять капот) и бардачок, пройти таможенный контроль, после чего можно ехать дальше, дождавшись подъема шлагбаума.
Фото: terve.su
Между российским и финским пунктами – нейтральная полоса. Здесь есть магазин Duty Free и пункт Tax Free.
За шлагбаумом, по нейтральной полосе, нельзя ходить пешком, поэтому, даже если шлагбаум поднят, пассажиров надо дожидаться, не выезжая из зоны досмотра.
При подъезде к светофору, в ожидании зеленого, нужно за ним внимательно следить, практически не сводя с него глаз. Замешкался, не успел проехать – значит задержал и себя, и всю очередь.
Выходить на паспортный контроль можно, только когда машина оказалась непосредственно в зоне досмотра, не раньше. Во-первых, зоркий пограничник сразу вернет всех обратно в машину. Во-вторых, даже если удастся пройти паспортный контроль, все равно придется ждать тех, кто стоит в очереди впереди.
На границе нельзя фотографировать, снимать видео и разговаривать по телефону. Можно читать книгу, пить чай из термоса, есть бутерброды, прогуливаться вдоль очереди, заводя мимолетные знакомства.
И помните: здесь принято спокойно и честно отвечать на все без исключения вопросы, которые задают вам люди в форме. При всей многократности заходов и кажущейся легкости бытия – это все-таки государственная граница, и здесь все серьезно!