Финский дизайн
Немного истории
Становление финского дизайна началось во второй половине XIX века, когда Финляндия перешла под юрисдикцию России, обзавелась своей валютой и своим государственным языком. В этот период времени в Суоми стало особенно модным всё своё − карельские орнаменты и мотивы народного эпоса «Калевала» использовались практически везде.
В 1871 г. с высочайшего дозволения российского императора Александра III свои двери открыла первая в Финляндии школа ремёсел, а три года спустя было создано Финское общество ремёсел и дизайна.
Интересный факт: в Центральной школе ремёсел училось весьма много женщин, почти половина от общего числа студентов. Это было очень нетипично для Европы того времени.
Работы студентов школы стали демонстрировать на международных выставках, начиная с 1878 года, однако до 1900 года финнам не удавалось привлечь внимание европейцев к своим работам. В первый год ХХ века Финляндии предоставили возможность обустроить свой павильон. Проект был поручен молодым архитекторам, которые при его строительстве смогли так соединить традиционные финские мотивы и новейшие тенденции архитектуры того времени, сделать свою работу такой непохожей на всё остальное, что было на парижской выставке, и такой колоритной, что покорили сердца всех европейцев. Именно в 1900 г., после Международной выставки в Париже, свет заговорил о феномене финского дизайна.
Следующий прорыв произошел в двадцатых - тридцатых годах прошлого столетия, это случилось благодаря архитектору и дизайнеру Алвару Аалто и его уникальному методу обработки фанеры. Начиная с 1933 г., кресло «Паймио», сделанное им по новой технологии, начало своё триумфальное шествие по европейским выставкам. Так финны на довольно долгий период времени стали законодателями мебельной моды.
Вторая мировая война сильно повлияла на быт жителей Суоми, но не смогла остановить полёт дизайнерской мысли. В этот период развивались и приносили доход казне керамика, декоративное бумажное производство и текстиль. А в первые послевоенные годы на арену моды снова выходит финская мебель и вновь производит фурор. На этот раз он связан с именем Илмари Тапиоваара и его стулом «Домус», который смог покорить не только Европу, но и весь мир.
Fiskars Village
Новый всплеск популярности финского дизайна приходится на шестидесятые – семидесятые годы, когда у Финляндии появились прочные экономические связи с СССР. В этот период возникают самостоятельные дизайн-студии и дизайнерские группы на производствах, финны начинают использовать в работах чрезвычайно модные для того времени яркие краски и полимеры.
В семидесятых, после нефтяного кризиса, дизайнеры Финляндии вновь возвращаются к истокам – натуральным материалам, национальному колориту, естественным краскам, эргономичности и уже не отступают от них.
В 80-е начинается новый виток развития финского дизайна, на котором финны научились умело сочетать в своих творениях природные и искусственные материалы и делать вещи массового производства не только удобными, но и красивыми.
Нелегко пришлось всей Финляндии в 90-х, когда распад СССР, основного покупателя финских товаров, чуть не погубил экономику страны. Однако, несмотря на тяжелое положение, финские власти продолжали инвестировать в дизайн, лишь немного сместив приоритеты, теперь главным стал сектор Hi-Tech. Как показывает время, это решение было абсолютно верным и помогло Хельсинки в 2012 году получить титул Мировой столицей дизайна.
Известные имена
Рассказывая об истории становления финского дизайна, мы уже упомянули имена признанных мэтров, Алвара Аалто и Илмари Тапиоваара, завоевавших мир своими креслами и стульями. В этой части мы продолжим рассказ о «мебельном походе» финнов и немного расскажем о дизайнерах, создающих современную одежду.
Пожалуй, одним из самых известных из ныне здравствующих финских дизайнеров-мебельщиков является Эро Аарнио, покоривший всех своими поразительными креслами. Первое его творение – пластиковое кресло-мяч (Ball Chair) попало в массовое производство в конце шестидесятых совершенно случайно: два представителя Asko пришли к Эро домой посмотреть эскизы мебели из сосны, но увидели сделанное им вручную и в единственном экземпляре кресло-мяч, впечатлились и запустили его в серийное производство.
Так Эро Аарнио стал знаменитым и востребованным дизайнером, а его Ball Chair даже снялся в эпизоде фильма «Люди в чёрном». После кресла-мяча были кресло-пузырь и кресло-лепешка, чья форма признана самой удобной для человеческого тела. Потом Эро придумал презабавные кресла-пони, кресла-цапли и кресла-собачки, массу стульев и табуретов необычных форм. Однако в истории дизайна он, пожалуй, навсегда останется изобретателем того самого кресла-мяча, хотя, как знать, Эро продолжает творить, может, придумает что-то более выдающееся.
Одним из широко известных финских дизайнеров одежды является Май Ниеми, создающая уникальную экологичную одежду. Она черпает своё вдохновение в народном эпосе «Калевала», часто использует в своих работах национальные орнаменты. Май обожает вязаные вещи и её коллекции просто потрясающи. Вещи, сделанные по эскизам Май Ниеми, можно купить в Kiseleff House, Bock House, Kankurin Tupa и Omnia Shop.
Ivana Helsinki
Паола Сухонен – пожалуй, самое известное финское имя в индустрии одежды. Ей принадлежит бренд Ivana Helsinki. Одежда этой торговой марки продается в одноименных бутиках в Финляндии и США, в сотнях лучших магазинах по всему миру, а также на сайте www.ivanahelsinki.com/boutique/ (язык сайта – английский). Коллекции Паолы всегда необычные, яркие и женственные.
Минна Парикка разрабатывает очень интересные модели обуви и аксессуаров: шарфов, сумочек, перчаток. Этот смелый дизайнер не боится сочетать несочетаемое, использовать яркие краски и необычные формы. Весь ассортимент, предлагаемый в её бутиках, можно посмотреть, не выходя из дома, на сайте www.minnaparikkashop.com/.
Известные бренды
На самом деле, довольно многие финские бренды снискали популярность не только в Европе, но и во всём мире. Мы упомянем лишь три, на наш взгляд, наиболее известных и значимых.
- Nokia – бренд, под которым выпускались телевизоры, шины и даже бумага. Однако большинство знакомо с Nokia как с маркой мобильных телефонов. Концерну удавалось долгие годы удерживать пальму мирового первенства в этой области. Nokia и поныне остается самой любимой у россиян маркой телефонов и занимает девятнадцатое место в списке самых дорогих брендов мира.
- Marimekko. Именно это название всплывает у многих в памяти, когда речь заходит о финском дизайне. Яркие краски, огромные цветы, пёстрые орнаменты, смелые сочетания цветов – вот отличительные особенности продукции этой компании. С 50-х годов прошлого века Marimekko не меняет приоритетов и остается верной себе и любимой во всём мире. Магазины этой компании есть в Финляндии, Германии, Великобритании, Японии, Австралии и множестве других стран.
- Linux – ещё один финский бренд, известный во всём мире. Эта бесплатная операционная система с открытым кодом увидела свет в 1991 г. благодаря Линусу Торвальдсу. С тех пор прошло уже два десятка лет, но она не утратила своей популярности и актуальности и продолжает использоваться немалым количеством пользователей, до сих пор являясь самой распространенной из свободных ОС.