20 апреля 2018
1954
Время чтения: 13 мин

Финское кино: современные режиссеры Финляндии и их картины

Последние два десятилетия кинематограф в Финляндии очень активно развивался и набирал популярность, причем как внутри страны, так и за ее пределами. Однако у большинства наших соотечественников все познания о финском кино сводятся к пресловутому образу героя Вилле Хаапасало из популярной в России алко-саги «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки». Портал e-Finland взял на себя ответственность восполнить пробелы в представлениях о киноиндустрии северных соседей. Давайте разбираться вместе.
Фото: bloody-disgusting.com

Мировую славу и всеобщий интерес вокруг финского кинематографа создают, прежде всего, выдающиеся режиссеры. Они задают жанровые тренды, формируют национальный образ, сочетают самобытность северной культуры и актуальные социальные проблемы страны. Ключевыми фигурами финского кинематографа за последние двадцать лет стали нижеперечисленные мастера. Именно их имена и киноленты являются самыми важными в сегодняшнем представлении о киноиндустрии суомцев.

Ренни Харлин

Его настоящее имя – Лаури Мауриц Харьола, родом из финского Рийхимяки. Почти каждый смотрел картины этого режиссера и сценариста («Кошмар на улице Вязов-4», «Крепкий орешек -2» и др.), но не знал, что это самый успешный финн Голливуда. Ренни Харлин – признанный мастер экшена, а триллер, ужасы и боевики – его жанровый конек. Многие картины этого режиссера знают по всему миру, но при этом он считается не очень коммерчески успешным на «Фабрике грез». Несколько раз Харлин номинировался на «Золотую малину», однако так ни одну и не получил. Особенным стилем режиссера считают любовь к снежным и подводным съемкам.

«Скалолаз» (Cliffhanger, 1993)

Фото: mubi.comФото: mubi.com

Известный боевик с Сильвестром Сталлоне в главной роли. На поиски пропавших под снежной лавиной людей отправляют одного из лучших альпинистов. Но не все так просто: это был лишь повод, чтобы заманить героя в горы для совершения совершенно другой миссии. Один против банды вооруженных террористов альпинист Гейб Уокер устраивает жестокую войну за жизнь.

«Изгоняющий дьявола: Начало» (Exorcist: The Beginning, 2004)

Фильм ужасов, приквел фильма «Изгоняющий дьявола». Главный герой едет на раскопки церквей в Африке. Местные жители говорят, что там живут злые духи, да и странные вещи постоянно происходят с участниками экспедиции. Главный герой пытается разобраться во всех этих неприятностях, постепенно теряя веру в научное объяснение происходящего.

«Охотники за разумом» (Mindhunters, 2004)

Будущие агенты ФБР проходят специальный тест, чтобы попасть в элитный отдел «охотников за разумом» – специалистов, распознающих опаснейших преступников по мельчайшим деталям и психологическому портрету. Испытание агентов проходит в изолированном месте – на удаленном острове. Однако самое большая проблема – найти маньяка в своей же команде, пока он не уничтожил всех.

«Тайна перевала Дятлова» (The Dyatlov Pass Incident, 2013)

Фото: randonhorror.co.ukФото: randonhorror.co.uk

Фантастический триллер с неожиданной концовкой. В основе фильма – реальные события 1959 года, произошедшие на Северном Урале. Группа американских студентов решает расследовать загадочные обстоятельства исчезновения опытных советских туристов. Они отправляются тем же маршрутом, что и предшественники в 1959 году. Каким-то странным образом исследователи оказываются в перевале Дятлова всего за один день, хотя расстояние гораздо больше. Там они обнаруживают следы неизвестного происхождения и таинственный бункер. Однако самое странное, что по официальным данным в экспедиции Дятлова погибло 9 человек, а местная женщина утверждает, что тогда обнаружили 11 убитых. Что же там произошло на самом деле, зритель поймет лишь в самом финале.

Аки Каурисмяки

Имя этого режиссера, бесспорно, необходимо знать и помнить. Он как Педро Альмодовар для Испании или Ларс фон Триер для Дании. Это главная звезда культурной Финляндии, прославившей ее кинематограф на весь мир. Его фильмы отражают социально-бытовые проблемы страны, а герои – воплощение национальной идентичности. Маргиналы и изгои-алкоголики – особая порода чудаковатых неудачников, гордых, но наделенных загадочной тонкой душой – это те узнаваемые персонажи особого мира, созданного режиссером, полного меланхолии и порой даже черного юмора. Среди наград режиссера приз ФИПРЕССИ, Кинопремия Северного Совета, Гран-при Каннского кинофестиваля, Берлинская художественная премия, «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру и другие.

«Человек без прошлого» (Mies vailla menneisyyttä, 2002)

Фото: omn-omn-omn.ruФото: omn-omn-omn.ru

Одна из самых известных и самых титулованных картин Каурисмяки. Безработный провинциал приезжает в столицу в поисках работы. Однако его приключения начинаются прямо с вокзала, где героя жестоко избивают неизвестные. В состоянии комы он попадает в больницу, но выживает, полностью потеряв память. Так начинается новая жизнь: жители трущоб помогают ему адаптироваться, он находит новую любовь в лице сотрудницы «Армии спасения» и становится свидетелем ограбления банка. Таким образом, его фото мелькает в газетах, а вскоре его находит жена уже из прошлой, ставшей ему чужой, жизни.

«Юха» (Juha, 1999)

Экранизация классического финского литературного произведения снята в стилистике ретро кино. Идиллическую жизнь хуторян Мари и Юха нарушает появление коварного соблазнителя Шемейки. Злодей увозит деревенскую девушку в город, где вместо обещанного им веселья и праздника, она оказывается в публичном доме. Мари беременна, а ее муж Юха отправляется за ней, чтобы отомстить. Особенность картины в том, что весь фильм герои не разговаривают. Из всех звуков есть шум мотора, скрип двери и оркестровая музыка. Это самая минималистичная лента Каурисмяки, где его фирменный аскетизм доведен до предела.

«Гавр» (Le Havre, 2011)

Фото: mubi.comФото: mubi.com

Первый фильм незаконченной трилогии об эмигрантах. Марсель Макс давно бросил занятия литературой и сейчас живет жизнью простого человека: работает чистильщиком обуви в Гавре, живет с женой, ходит в любимый бар. Но его спокойное существование нарушает появление беженца из Африки. Так неожиданно Марсель начинает помогать ребенку-эмигранту в борьбе за выживание с бюрократической машиной Европы. Только непоколебимый оптимизм и поддержка друзей не дают главному герою сдаться и бросить мальчика на произвол судьбы.

«По ту сторону надежды» (Toivon tuolla puolen, 2017)

Последний на данный момент, а, возможно, и вообще последний фильм в карьере легендарного финского режиссера, и продолжение предполагаемой эмигрантской трилогии. История чем-то похожа на сюжет «Гавра». Главный герой, немолодой финский коммивояжер Викстрём, уходит от жены и открывает свой ресторан. Молодого сирийца Халеда, который сбежал из страны, чей дом уничтожен, а семья убита, нанимают в заведение Викстрёма разнорабочим. Сотрудники ресторана всячески пытаются помочь Халеду в противостоянии бюрократии, ксенофобии большинства местных жителей и агрессии финских фашистов. Эта картина призвана вызвать сочувствие и доброту европейцев, художественная попытка режиссера возродить традиции гуманизма, преодолеть косность, зло и нетерпимость.

Маррку Пёлёнен

Еще один мэтр финского кинематографа. Почти каждая картина режиссера отмечена не одной национальной кинопремией «Юсси» (рекордсмен картина «Собачий коготь» – 5 наград). Он любит показывать финнов со странностями, и демонстрировать умение посмотреть на себя и свою нацию со стороны, посмеяться над собственными слабостями и причудами. Этот режиссер – поэт деревни, поэтому в его фокусе простой сельский житель из удаленных уголков Финляндии. Этот сельский житель всегда преодолевает любые невзгоды, благодаря сильному волевому характеру. Природа у Пёлёнена всегда выступает в качестве отдельного неотъемлемого персонажа. В текущем году ожидается выход его новой ленты.

«Собачий коготь» (Koirankynnen leikkaaja, 2004)

Фото: cineplex.comФото: cineplex.com

В основе фильма – одноименное произведение финского философа и юмориста В. Хуовинена, славящегося ироничным отношением к родной нации. Главный герой – Мертси – неисправимый идеалист, который воспринимает все слишком серьезно. Однажды он приезжает в гости к другу. Тот уехал и оставил записку, в которой дает разрешение остричь своему псу когти. Мертси принимает эту просьбу за чистую монету, но выполнение поставленной задачи заканчивается полным провалом: он не только не смог ее выполнить, но еще и пострадал. Укушенная псом рука начинает нарывать. История о том, что жизнь всегда может преподать тебе урок, и в этом ее прелесть. Самая титулованная картина Пёлёнена по праву считается его самой зрелой и лучшей работой.

«Лиекса» (Lieksa, 2007)

Это история семьи Копелло, преодолевающей все несчастья и трудности судьбы. Они вынуждены переехать в город Лиексу, чтобы начать новую жизнь, но все оказывается не так просто. Переезд осложняется еще и тем, что сыновья начинают заниматься криминалом, а дочерям необходимо подобрать достойных женихов. Фильм о семейных узах и ценностях, о поиске своего места в жизни, и все это на фоне особенной финской природы и прекрасного саундтрека от Nightwish.

«Земля счастья» (Onnen maa, 1993)

Фото: imdb.comФото: imdb.com

Сын финских фермеров Тинхо возвращается из города, куда он ездил за новой жизнью. Он сразу становится объектом шуток и подтруниваний всех местных мужчин. Однако Тинхо удается покорить сердце главной красотки деревни. Под звуки финского танго в ностальгической атмосфере 1960-х годов и разворачивается страстный роман героев фильма.

«Лето у реки» (Kuningasjätkä, 1998)

Трогательная история отца-одиночки, которому предстоит преодолеть неуверенность в себе, измениться в лучшую сторону, чтобы добиться уважения сослуживцев, любимой женщины и собственного сына. Для этого придется ему стать общительным и приветливым, освоить настоящие мужские занятия и спасти своего ребенка из бушующей летней реки.

Аку Лоухимиес

Аку Лоухимиес, двукратный лауреат финской кинопремии «Юсси» за лучшую режиссуру, открыто противопоставляет свое творчество работам Каурисмяки. Он мастер социальной драмы и реалист до мозга костей. Сам пишет о себе так: «…я помешан на реализме… Того мира, который показывает Каурисмяки, больше не существует, я же переношу на экран современность». Фильмы Лоухимиеса о насущном. Они всегда на злобу дня, о человеческих конфликтах, которые очень редко в его творчестве имеют благополучный финал.

«Вечная мерзлота» (Paha maa, 2005)

Фото: kino.mail.ruФото: kino.mail.ru

Драма, на которую режиссера вдохновило произведение Льва Толстого «Фальшивый купон», входит в список лучших финских фильмов 2000-х. Это три новеллы, объединенные общими персонажами. Главный герой фильма – молодой человек, любитель наркотиков и бесцельный прожигатель жизни, делает фальшивую 500-евровую купюру, с которой и начинается путь его трагических приключений. Это жесткая картина о том, что зло порождает зло и как нужно учиться на своих ошибках.

«Восьмой шар» (8-pallo, 2013)

Фото: imdb.comФото: imdb.com

Очередная мрачная и очень жизненная история без прикрас. Главная героиня Пике, в прошлом наркоманка и проститутка, вышла из тюрьмы и хочет начать новую жизнь, тем более, что теперь у нее есть дочь. Однако люди из прошлого не дают осуществиться радужным планам. Отец ребенка и бывший любовник не собирается завязывать с криминальным образом жизни. Он обещает в скором времени обеспечить семью и продолжает употреблять наркотики, нарушать закон и тусоваться с себе подобными. Осмелится ли Пике бросить любимого, ради благополучия дочери?

«Голая бухта» (Vuosaari, 2012)

Вуосаари (что в переводе значит «голая бухта») – район Хельсинки, где разворачивается действие картины. Несколько историй разных людей, связанных общим местом действия, повествуют о жизни современного города, актуальных социальных проблемах и очень разных судьбах. Таким образом, складывается, как всегда правдивая и неприукрашенная, картина жизни современной Финляндии.

«Неизвестный солдат» (Tuntematon sotilas, 2017)

Фото: intairnetx.cfФото: intairnetx.cf

Последняя на данный момент картина Лоухимиеса, она же третья экранизация известного одноименного произведения Вяйнё Линна (фильм 1955 года считается классикой финского кинематографа, традиционно показывается в день Независимости). За три недели после выхода картина Лоухимиеса собрала больше 500 тысяч зрителей. И хотя сценарист и продюсер подтверждают, что ничего общего с оригиналом их картина не имеет, это масштабное полотно, посвященное главной войне XX века.

Основные жанры современного финского кино

Финский кинематограф очень разнообразный. Кроме авторского кино, есть режиссеры, подражающие американским и европейским тенденциям и создающие кино без привязки к географии. Кто-то, напротив, добавляет немного своеобразия и финского колорита, чтобы быть ближе к своему родному зрителю. Однако совершенно точно можно выделить несколько тем и жанров, особенно полюбившихся самим финнам.

Фильмы о войне

Фото: elonet.fiФото: elonet.fi

Важной темой, нашедшей отражение в культуре Финляндии и, конечно же, и в кино является тема войны. Переосмыслять события Второй мировой войны и рефлексировать открыто финны начали довольно недавно. Признанной классикой в этой категории фильмов можно считать «Сорок первый год: Противостояние» (Rukajärven tie, 1999) Олли Саареллы и «Здесь, под Полярной звездой» (Täällä Pohjantähden alla, 2009) Тимо Койвусало, в основе которых лежат известные финские литературные произведения. Еще один фильм, заслуживший много наград, среди которых и Приз зрительских симпатий, – «Моя лучшая мама» (Äideistä parhain, 2005) Клауса Хяре. Это история мальчика, попавшего в эвакуацию в Швецию, картина о материнской любви и войне.

Драмы

Основной жанр финского кино, в котором сняты все национальные шедевры, – это драма. Кроме упомянутых больших режиссеров появляется все больше новых молодых талантов, работающих в этом жанре. Например, Оскари Сипола покорил сердца зрителей дебютной картиной «Август» (Elokuu, 2011). А для любителей байопиков (биографических фильмов) и спортивных драм рекомендуем сильный фильм о выдающемся финском боксере «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Hymyilevä mies, 2016) Юхо Куосманена.

Комедии

Фото: cineplex.comФото: cineplex.com

Важной чертой финского кинематографа является неотъемлемое чувство юмора. Поэтому кроме серьезных фильмов, снятых не без улыбки над собой, есть и полюбившиеся финские комедии. «Санта на продажу» (Rare Exports, 2010) Ялмари Хеландера – фантастическая рождественская пародия, широко известная и за пределами Финляндии. «Лапландская одиссея» (Napapiirin sankarit, 2010) Доме Карукоски – весьма экшеновая комедия на фоне мрачных финских лесов, никого не оставит равнодушным.

Для семейного просмотра

Одним из самых кассовых фильмов в Финляндии стала детская музыкальная картина «Рикки Рэппер» (Risto Räppääjä, 2008) Мари Рантасила. Идеальное кино для семейного просмотра. Очень необычная картина, сочетающая восточные единоборства с северной мифологией, – финско-китайский фильм для подростков «Воин севера» (Jadesoturi, 2006). Режиссер Клаус Хяре, которого мы уже упоминали, как автора трогательной картины о войне, снял очень много замечательных детских фильмов.

Документальное кино

Фото: rokumentti.comФото: rokumentti.com

Отдельного внимания заслуживает финское документальное кино. Это хорошо развитый в этой стране жанр. Фильмы затрагивают социальные проблемы разных стран, но наиболее интересными и знаменитыми картинами, конечно, становятся ленты, снятые о самой Финляндии. Один из любимых финнами картин, входящих в список лучших за последние два десятилетия, является работа режиссеров Йонаса Бергхалла и Мика Хотакайнена «В парилке жизни» (Miesten vuoro, 2010). В сауне сидят финские мужчины и просто рассказывают о своей жизни.

«Синдром панка» (Kovasikajuttu, 2012), снятый режиссерами Юкка Карккайнен и Яни-Петтери Пасси, – реальная история музыкальной группы, где показан и путь к славе, и творческие взлеты, и падения. Однако уникальность группы в том, что все ее участники обладают особенностями развития, в том числе один из участников имеет синдром Дауна.
Фильм 2017 года «Революция лошадок» – работа женщины-режиссера Сельмы Вилхунен была номинирована на «Оскар». Обычные финские девочки придумали оригинальное хобби – кататься на игрушечных лошадках. Это занятие захватило их по-настоящему, стало частью их жизни, хотя им и приходиться скрывать от большинства эту свою причуду. В общем, любопытное кино о том, где заканчивается детство.

Качество и количество финских фильмов растет с каждым годом, как и интерес зрителей по всему миру. Сами финны стали гораздо активнее посещать кинотеатры, а родные ленты собирают столько же людей, что и модные голливудские хиты. Даже в российском прокате доля финских фильмов за 2017 год составила целых 29%. Все это лишь подтверждает тот факт, что киноиндустрия Финляндии, привлекающая своей самобытностью и высоким уровнем профессионализма, однозначно, заслуживает внимания.

Елена Ганул

Туры

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Интересные события мая в Финляндии: афиша мероприятий
Фестиваль кофе в Хельсинки: как за три дня приобщиться к финской кофемании

Обсуждение

+Добавить комментарий