Финская социальная реклама
О чем рассказывает финская социальная реклама?
Социальная реклама, в отличие от коммерческой, не ставит своей целью успешную продажу товаров или услуг. Ее главное предназначение − менять жизнь общества в лучшую сторону и искоренять социальные проблемы. С каким «общественным злом» борется финская социальная реклама?
*Алкоголизм. Финляндия начала сражаться с алкоголизмом еще в 1818 году, когда был введен первый сухой закон. Увы, уже через 13 лет он был отменен по причине полной бесполезности. Гораздо более эффективными методами борьбы с пьянством оказались ограничение времени продажи спиртного и социальная реклама. Бесплатная печатная продукция о вреде алкоголя в виде ярких открыток и забавных комиксов распространяется в Финляндии повсеместно, а «антиалкогольные» ролики регулярно транслируют по телевидению. Любопытно, что чаще всего финская социальная реклама призывает людей пить умеренно, а не полностью отказаться от алкоголя.
*Наркомания. После открытия границ с Европой и упрощения визового режима с некоторыми другими странами, проблема наркотиков стала для страны гораздо более актуальной. Плакаты, информирующие население о последствиях приема героина и метамфетамина, последние несколько лет постоянно появляются на финских автобусных остановках. Особенно часто их можно встретить в центре больших городов, где много баров и ночных клубов.
*СПИД. ВИЧ-инфицированных в современной Финляндии не так уж много – по разным оценкам, от 2500 до 3000 человек, что составляет менее 0,1% населения страны. Но правительство и общественные организации стремятся снизить его до нуля, регулярно выпуская клипы и плакаты, посвященные профилактике ВИЧ.
*Безопасность дорожного движения. Финские водители ездят достаточно аккуратно и чаще всего соблюдают правила. Так большая часть «дорожной» рекламы посвящена тому, чтобы водители и пассажиры не забывали пристегивать ремни безопасности.
Национальные черты финской социальной рекламы
Финская социальная реклама по характеру немного похожа на самих жителей Суоми. Она немногословная и по-скандинавски креативная.
- Без комплексов. Финны не стесняются показывать в социальной рекламе неаппетитные физиологические подробности. Например, на антиалкогольных плакатах часто изображены персонажи, которых тошнит.
- Понятно без слов. Финская реклама чаще всего не призывает людей бросить пить или курить. Она предпочитает показывать, что случается с теми, кто делает это. Так, на плакатах в рамках одной антитабачной кампании были изображены лица людей, составленные из двух половинок. Одна показывала, как человек выглядел до начала курения, вторая − как он стал выглядеть после.
- В ногу со временем. Социальная реклама Финляндии использует современные идеи. Например, на плакатах, пропагандирующих безопасный секс, мужские и женские тела были представлены в виде Google-карт , с надписью на определенных местах: «До тебя здесь бывало 19 человек».
- Жесткая. Финны не щадят чувства зрителей. Например, в ролике, призывающем не курить во время беременности, будущая мать изображается в виде человека, который желает смерти своему ребенку − она подкладывает ему в кроватку ядовитую змею и кладет рядом остро наточенные ножи.
Кто запускает социальную рекламу в Финляндии?
Финскую социальную рекламу инициируют и финансируют несколько разных источников:
- Правительство и министерства. Особенно велика доля государства в выпуске социальной рекламы, посвященной борьбе с пьянством, курением, дорожным происшествиям и наркотикам.
- Благотворительные организации. Так, финское Общество по борьбе с раком выпускает ролики о вреде курения и избыточного пребывания на солнце. Финское подразделение WWF делает рекламу, посвященную проблемам экологии.
- Частные компании и объединения предпринимателей. Например, Федерация производителей пива регулярно выпускать антиалкогольную рекламу.
- Интернет-сайты. Например, сайт Tobacco Body не так давно выпустил серию роликов, показывающих, как курение делает человека физически непривлекательным.
Самая известная социальная реклама Финляндии
- Кампания под лозунгом «В пьяном виде ты болван», организованная в 2004-2007 годах. В рамках этой кампании были выпущены десятки рекламных роликов и плакатов, которые изображали, насколько глупо выглядят сильно выпившие люди – засыпают полуголыми на улице, лежат в грязных лужах, пристают к незнакомцам и т.д.
- Кампания под названием «Какими нас видят дети, когда мы пьяны». Серия роликов, где нетрезвые родители предстают перед детьми жуткими монстрами из фильмов ужасов.
- Ролик Dummies, посвященный безопасности дорожного движения. Он был снят после того, как финские маркетологи выяснили, что на людей не производят впечатления ролики, где в качестве жертв аварий выступают манекены. Так что в Dummies все наоборот – здесь манекены испытывают подушки безопасности на живых людях.