19 ноября 2018
2254
Время чтения: 5 мин

Таксомоторная революция в Финляндии

В ноябре 2018 года на улицах Хельсинки появились машины знакомой многим россиянам черно-желтой расцветки. Отечественный агрегатор такси пришёл в Финляндию под брендом Yango (сокращение от Yandex Go). Запуск российского приложения в Суоми стал возможен благодаря изменениям в местном законодательстве. 1 июля 2018 года в Финляндии вступил в силу закон о предоставлении транспортных услуг: таксистам пришлось освоить современные технологии и снизить цены, зато и лицензию на перевозку пассажиров теперь может получить практически любой желающий. Снижение стоимости проезда и другие результаты таксомоторной революции в Суоми проанализировала «Электронная Финляндия».

Русские идут

Сейчас сервис Yango доступен только в Хельсинки и окрестностях, позже, если дела пойдут хорошо, желто-чёрные машины появятся в Тарту и Тампере. Финны к новому игроку на рынке такси отнеслись настороженно. В первые дни после запуска сервиса в местных СМИ даже появились заявления о том, что российское приложение может похищать личную информацию с телефонов клиентов.

Фото: ixbt.comФото: ixbt.com

Журналисты крупнейшей в Финляндии газеты Helsingin Sanomat обратились за комментариями к нескольким экспертам по кибербезопасности. Те, изучив, приложение, согласились, что оно требует от пользователя допуск к большему количеству данных, чем нужно ему для эффективной работы. Но эти же эксперты отметили, что аналогичные запросы делают все подобные приложения.

Чтобы успокоить будущих клиентов, представители российской компании сообщили, что Яндекс строго придерживается требований Европейского Союза по соблюдению информационной безопасности, а данные финских граждан обрабатываются в соответствии законодательством Суоми и на ее территории.

Успокоили ли финских пользователей заявления представителей компании, покажет время. Но те, кто все же решился подключиться к российскому агрегатору, приятно удивились стоимостью проезда. К примеру, на обычном такси поездка из аэропорта Вантаа до центра Хельсинки обойдётся в 50 с лишним Евро, на автомобиле предоставленном Uber, - от 39 до 53 Евро, а с Yango за тоже самое расстояние придется заплатить всего 35 Евро.

Тарифы Yango привлекательны не только для жителей Финляндии. Российская компания не скрывает, что делает ставку на своих туристов. Кстати, тем, у кого на смартфонах уже установлено приложение «Яндекс.Такси» ничего дополнительно скачивать не надо, программа будет работать и на территории Суоми.

Цены ниже – сервис лучше

Приход Yango и возвращение Uber – далеко не единственный результат либерализации сферы пассажирских перевозок в Финляндии. Министерство транспорта Суоми ставило своей целью сделать рынок такси более открытым и удобным как для водителей, так и для пассажиров.

«Цель этого проекта – поддержка новых технологий в сфере обслуживания клиентов для лучшего удовлетворения потребительских запросов, – говорится на сайте Министерства Транспорта Финляндии. – Долгосрочная задача состоит в том, чтобы сделать рынок транспортных услуг более открытым, а взаимодействие участников сферы пассажирских перевозок более эффективным».

Результат превзошёл все ожидания: перевозчиков стало больше, а цены ниже. По подсчетам Статистического центра Финляндии, стоимость услуг такси после вступления в силу нового закона снизилась на 20%.

Первым делом финские таксисты отказались от счетчиков в автомобиле. Точную стоимость поездки пассажир теперь может узнать заранее, что для него несомненно удобнее.

Фото: uusisuomi.fiФото: uusisuomi.fi

Если раньше у всех таксомоторных компаний был единый тариф, который определял Союз таксистов Финляндии, то теперь каждый перевозчик устанавливает цены самостоятельно. Стоимость одного километра может варьироваться в зависимости от времени суток, дня недели или загруженности дорог. Обязанность таксиста – предупредить пассажира об актуальном тарифе до начала поездки, причем сделать он может это как устно, так и с помощью, например, информационного стикера в салоне автомобиля.

В новых условиях у пассажиров появился стимул не садиться в первую подвернувшуюся машину, а искать лучшие предложения. После того, как правительство «отпустило» цены, все больше перевозчиков обзаводятся собственными интернет-приложениями. Сейчас их в Финляндии уже более 10, и это не считая агрегаторов Uber и Yango.

Еще одно немаловажное изменение – отмена так называемых «рабочих зон» для таксистов. Раньше, в зависимости от расположения станции, водитель был прикреплён к определенному району и мог брать пассажиров только там. К примеру, в аэропорту Хельсинки Вантаа стояли только такси, зарегистрированные в городе Вантаа. Теперь, таксист при наличии действующей лицензии может свободно работать по всей стране.

Фото: yle.fiФото: yle.fi

Результатом отмены «рабочих зон» стал резкий приток таксистов к местам скопления людей, вокзалам и аэропортам. В главном финском аэропорту Вантаа даже пришлось увеличить зону стоянки такси с одной до четырёх полос. Несомненный плюс нововведения – у пассажиров теперь есть возможность выбрать перевозчика на месте или, например, вызвать такси в аэропорт через приложение. Но есть и минусы. На окраинах или в отдаленных населенных пунктах время ожидания автомобиля увеличилось – таксисты, которые там зарегистрированы, предпочитают не простаивать в ожидании, а искать клиентов в более «хлебных» местах.

Каждый может стать таксистом

Фото: helsinkiairporttaxi.fiФото: helsinkiairporttaxi.fi

До принятия нового закона желающий стать таксистом должен был не только иметь права на управление автомобилем и не иметь судимостей, но и пройти обязательное обучение, а затем сдать экзамен. Стоимость подготовительных курсов составляла порядка 600 Евро, занятия длились по 8 часов каждый день. На курсах будущего таксиста обучали тонкостям общения с клиентами и диспетчерами, рассказывали, как пользоваться оборудованием, оказывать первую помощь и многое другое. Последующий экзамен состоял из двух частей и 100 вопросов. Если не сдал, то можно было попробовать еще раз, но каждая пересдача – 120 Евро.

Теперь, чтобы стать таксистом, кроме водительских прав и чистой совести, достаточно сдать небольшой теоретический экзамен на знание местности и подать заявку в агентство транспортной безопасности Trafi. Срок изготовления лицензии всего сутки. Выдаётся она сроком на 5 лет.

Изменения коснулись и таксопарка. Раньше таксисты ездили на автомобилях не старше 5 лет и, как правило, премиум-класса. Теперь такси может стать любое транспортное средство, если у него есть хотя бы три колеса. Первые необычные такси появились на дорогах Финляндии уже на следующий день после принятия закона. Жители города Лахти сфотографировали стоящий на светофоре трактор, снабженный табличкой с фирменной желтой лампочкой, традиционно отличающий такси от обычных автомобилей. Журналисты обратились к представителям местным таксопарков, но ни один из них так и не признал в тракторе свою транспортную единицу.

Интересно

В 60-х годах прошлого века на службе финских такси было немало советских автомобилей. Собственного производства легковых автомобилей в Суоми не было, и финны с удовольствием закупали «легковушки» у Советского Союза. Особенно популярны были надежные и вместительные Волги ГАЗ M 21. А легендарная «Победа» даже попала на марку, посвящённую истории финского такси.

Фото: a.d-cd.netФото: a.d-cd.net

В 2010 году финское такси было признано лучшим в мире. Опрос проводил крупнейший туристический портал Hotels.com. По мнению проголосовавших, именно финские водители самые аккуратные, вежливые и пунктуальные. Сможет ли после революционного закона такси Суоми стать еще лучше, неизвестно. Но оно уже стало доступнее. А ведь именно высокую стоимость абсолютное большинство проголосовавших назвали единственным недостатком финского такси.

материал по теме

Такси в Финляндии станет дешевле

Поездка по центру Хельсинки не в часы пик будет стоить примерно 10 евро, вместо 14 евро.

Юлия Богданова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Финские мужчины: мифы и реальность
Скандинавия на вашей кухне

Обсуждение

+Добавить комментарий