В Хельсинки на велосипеде: путешествие по Королевской дороге
Нитка маршрута
Маршрут, который мы хотим предложить, привязан к Королевской дороге и отлично подходит для начала сезона: Выборг – КПП Торфяновка (62 км) – Виройоки (72 км) – Хамина (100 км) – Котка (120 км) – Ловииса (165 км) – Порвоо (205 км) – Хельсинки (255 км). Он довольно простой в плане рельефа и, с учетом осмотра достопримечательностей, его легко преодолеть даже новичкам за 4-5 дней. Опытные велосипедисты смогут его пройти существенно быстрее или увидеть за то же время большее количество интересных мест. Достопримечательностей на этом маршруте немало.
Маршрут Выборг – Хельсинки
В качестве ориентира служат коричневые таблички на трассе с изображением короны. Ничего страшного, если вы решите немного отклониться от рекомендуемой траектории. Главное – придерживаться ключевых точек.
Так что же это за Королевская дорога? Рассказывает опытный велопутешественник Илья Гуревич:
Сегодня туроператоры «проводят» Королевскую дорогу из Стокгольма в Петербург, несколько изменяя план королевы Кристины. Королева подписала в 1683 году указ «О почтовой дороге по суше и морю», которая создала регулярное почтовое сообщение между Стокгольмом, Турку, Хельсинки, Выборгом через Аландские острова. Туроператорская версия не вполне точна, но зато романтична. Дорога обустраивалась из Турку в Выборг, и служила не столько для королей, сколько для связи между прибрежными городками, для нужд почты и сообщения между воинскими гарнизонами.
Королевская дорога
Поехали!
Поскольку первая часть пути от Выборга до пограничного пункта Торфяновка-Ваалимаа особого интереса не представляет, то можно сэкономить время и силы, проехав его на велотакси. Это – такси-микроавтобус, осуществляющее трансфер из Выборга до границы. В таком автомобиле запросто могут разместиться несколько велосипедистов вместе со всем снаряжением. Вариант велотакси особенно удобен для неопытных велосипедистов, которым лучше сократить участок движения вдоль трассы (велодорожек на данном отрезке нет). А также для тех, кто сильно ограничен во времени путешествия. Тогда отсчет километража начнется с КПП, общая протяженность маршрута составит менее 200 километров и больше времени можно будет посвятить финским достопримечательностям.
После прохождения МАПП Ваалимаа едем по велодорожке вдоль трассы № 7 (международная E18) до Виройоки (Virojoki). Далее поворачиваем налево, на автодорогу № 3513 – она-то и носит гордое название «Королевская». В южной части поселок Виройоки выходит к живописному заливу Виролахти, что в переводе обозначает «Эстонский залив». Так же называется и весь муниципалит. До сих пор сохранилась Императорская пристань, к которой причаливал Николай II со своим семейством, когда посещал местную церковь. Можно увидеть и саму церковь, построенную в середине XVIII века: в ее колокольне сейчас организован музей. По пути загляните на гранитный карьер, где добывали камень для колонн Исаакиевского собора (указатель на Heponiemen Louhos). А заодно – в краеведческий музей по соседству.
Церковь Виролахти
Двигаясь в сторону поселка Klamila, обратите внимание на бункер времен Второй мировой войны, расположенный с левой стороны от дороги. Чуть дальше – смотровая вышка, откуда открывается красивый вид. В самом поселке Klamila есть не очень приметная церковь и рядом – памятник архитектору Вели Клами (Veli Klami), по проекту которого в 1955 году она и была построена.
Хамина
Маршрут
Перед заливом Lupinlahti веломаршрут отклоняется от трассы № 3513 влево, в сторону Вильниеми (Vilniemi), и проходит через участок грейдера. Через 2,5 км от поворота, не доезжая до Вильниеми, есть большой кемпинг Hamina Pitkäthiekat (адрес – Pitkäthiekat, 49400 Hamina), где можно переночевать. Или можно уже доехать до Хамины – до нее от кемпинга останется всего 4 км. Там есть и отели, и апартаменты, и гостевые дома.
Что посмотреть
Велопрогулка по Хамине наверняка доставит вам удовольствие, поскольку движение здесь неактивное, а местность очень живописная. Именно в этом городе, который раньше назывался Фридрихсгам, в 1809 году был подписан мирный договор со шведами, поставивший точку в Русско-шведской (Финской) войне. В соответствии ним, Финляндия вошла в состав Российской империи в качестве автономного княжества.
Хамина – это город-крепость. Его центральная часть построена по радиальной схеме, в форме правильного восьмиугольника. В соответствии с задумкой шведского генерала Акселя фон Левена, расходящиеся из центра восемь улиц-лучей должны вести к шести расположенным по периметру бастионам. Но крепостные сооружения шведы не успели достроить.
Старые улицы, одни из которых очень короткие, а другие выходят за пределы города, встречаются у городской ратуши. Рядом – круглый храм с колокольней, это православная церковь св. Петра и Павла (1837 г.). Неподалеку – лютеранская церковь св. Иоанна. Проехав по Kadettikoulunkatu, вы попадете к бастионам, зданию Кадетской школы (в ней когда-то обучался Карл Густав Маннергейм), казармам, а также военному музею, перед которым установлены пушка и танк со свастикой времен Второй мировой войны. Здесь же находится памятник булочнице Варваре, ставший одной из визитных карточек города.
Памятник булочнице Варваре
Улица Raatihuoneenkatu выведет к крепостным сооружениям, служащим естественными трибунами вокруг футбольного поля и хоккейной площадки. Здесь, в бастионе Хамина, проходят праздничные мероприятия, концерты, а также (один раз в два года) – летний международный фестиваль военной музыки Hamina Tattoo.
И обязательно загляните в порт! Там, помимо эффектных яхт, есть кафе.
Котка
Маршрут
От Хамины едем в западном направлении и по велодорожкам вдоль трассы № 170. Через 18 км доезжаем до крепости Кюменлинна.
Что посмотреть
Кюменлинна – одна из наиболее ярких достопримечательностей Котки. Раньше на этом месте располагался город-крепость Роченсальм, от которого по сей день сохранились постройки. А сам город Котка был основан а 1879 году. Его название переводится как «орёл», который и изображен на городском гербе.
Если захотите посмотреть популярную у туристов дачу Александра III, следуйте по указателям на природный парк Лангинкоски (Langinkoski). Царская дача, представляющая собой двухэтажную рыбацкую избу, находится у живописных порогов на реке Кюмийоки. Река богата рыбой – неспроста русскому императору приглянулось это место. Помимо жилых построек, сохранилась небольшая православная часовня, возведенная валаамскими монахами в начале XIX века.
Вдоль побережья проходит оснащенный указателями пешеходный маршрут «Тропа Екатерины». Он начинается в парке Сапокка и знакомит с рядом достопримечательностей и смотровых точек. Можно прокатиться по нему и на велосипеде. С расположенной на холме смотровой башни Хауккавуори открывается эффектная городская панорама. Внешне эта бывшая водонапорная башня напоминает маяк. У подножия скалы – сохранившийся от старой крепости редут Котка, внутри которого теперь сделан сад.
Пешеходный маршрут «Тропа Екатерины»
Где ночевать
Заночевать велосипедистам удобно в кемпинге. В Котке это – Санталахти. Номер на двоих здесь стоит примерно 70 евро. В такую же сумму обойдется ночевка в летней гостинице Villa Katariina (Адрес: Lehmustie 11).
В Финляндию на велосипеде
Путешествие в Финляндию на велосипеде имеет свои преимущества по сравнению с другими видами поездок. Во-первых, это дешевле – вам не придется тратиться на бензин.Ловииса и окрестности
Маршрут
Оторвавшись от красот Котки, снова придерживаемся западного направления и доезжаем до Пюхтяа (фин. Pyhtää, швед. Pyttis). У кирхи поворачиваем на север на Vastila (Kangas). Здесь начинаются очень интересные места.
Поселок Руотсинпюхтяа
Вскоре по указателю «Королевская дорога» сворачиваем налево – на грунтовку, ведущую к мосту через реку. Миновав еще несколько мостиков, мы выезжаем к старому металлургическому заводу Strömfors, преобразованному в музейный комплекс. Здесь же, в поселке Руотсинпюхтяа, сохранилась водяная мельница, дома, где жили рабочие, административные и производственные здания, а также – эффектная церковь, построенная в 1770 г.
Далее едем на юг – в сторону трассы № 7 (E18). Примерно через 4 км будет удобное место для отдыха у воды, рядом – старинный мост и развилка дорог. Отсюда попасть в очередной ключевой город нашего маршрута, Ловиису, можно двумя путями (примерно за 5 км от города обе дороги все равно сливаются). Более быстрый путь – по знакомой нам уже трассе № 170, идущей на запад. Второй вариант – по делающей крюк грунтовке, уходящей к югу. Эта дорога вскоре проходит мимо расположенного на берегу рыбного магазина Disa’s Fish, где есть кафе (Markkinamaentie 1, 07960 Ahvenkoski).
Что посмотреть
История основания прибрежного города Ловииса уходит к 1745 году, когда на границе Швеции и России начали строить крепость. А в 1752 году его назвали в честь шведской королевы Ловисы Ульрики Прусской. До наших дней дошла лишь небольшая часть старого города, сохранившаяся после страшного пожара в 1855 году. Два крепостных бастиона встречают туристов сразу на въезде в город, а чтобы увидеть еще одно укрепление – крепость Свартхольм (Svartholma fortress) – придется проплыть 10 км на кораблике (ходит от морского музея), поскольку она находится на острове.
Крепость Свартхольм
Также стоит посмотреть внушительных размеров церковь из красного кирпича и ратушу на торговой площади, городской музей в старинном особняке, чудом уцелевшие одноэтажные деревянные дома 18-го – начала 19-го веков и расположенные на берегу бывшие соляные амбары, переоборудованные в музеи и кафе.
Порвоо
Маршрут
Из Ловиисы едем на запад вдоль дороги № 170 по велодорожке в сторону Порвоо. По пути, свернув на дорогу № 1581, заезжаем в Перная (Pernaja) – там расположена большая кирха св. Михаила и памятник Микаэлю Агрикола (финский просветитель и реформатор, первый лютеранский епископ Финляндии).
Что посмотреть
Порвоо (Porvoo) – один из самых красивых и возрастных городов Финляндии – старше только Турку. Началась история этого поселения с деревянной шведской крепости, стоящей на холме (Порвоо происходит от шведского слова Borgå – «крепость на реке»). Статус города Порвоо получил в 1346 году, когда в эти края заглянул король Швеции Магнус Эриксон, утвердивший его устав.
Деревянные амбары Порвоо
Город раскинулся на двух берегах реки Порвооньоки. На ее набережной расположена вереница деревянных амбаров, выкрашенных в яркий красно-коричневый цвет. Такую окраску они обрели еще в XVII веке, когда город готовился к приезду короля Швеции Густава III. Все дома вдоль маршрута его следования перекрашивались для придания им более презентабельного внешнего вида.
По узким, вымощенным булыжником, улочкам Старого города, может, не очень комфортно ехать на велосипеде, но не посетить эту часть города, сохранившую средневековую планировку, просто нельзя. В 1760 году Порвоо был фактически уничтожен разбушевавшимся пожаром, так что множество ярких одноэтажных деревянных домов, которые мы сейчас видим в старой части города, были построены уже во второй половине 18 века. Проектом восстановления застройки занимался в то время архитектор Карл Людвиг Энгель. В центре Старого города находится знаменитый Кафедральный собор пресвятой Девы Марии, построенный в XV веке. Это один из самых популярных соборов Финляндии, в нем установлен орган и регулярно проходят концерты. Обязательно загляните также к старой ратуше и в дом-музей купца Холма. А с идущего в сторону Кафедрального собора старого моста на каменных опорах (он так и называется Vanha silta – «старый мост») открывается впечатляющий вид на город. Через этот мост раньше и проходила Королевская дорога.
«Старый мост» Порвоо
К югу от средневековой части города, через улицу Mannerheiminkatu, расположены кварталы с домами в стиле ампир. Эта часть Порвоо контрастирует со Старым городом упорядоченностью планировки. Прокатившись по набережной, вы увидите колоритные старинные суда, одни из которых превращены в рестораны на воде, а другие предлагают совершить круиз на острова архипелага. Переночевав в уютном Порвоо, вновь выезжаем на трассу № 170 и держим курс на Хельсинки.
Где ночевать
Ночевка в старинном Порвоо обещает стать романтичной, однако нужно иметь ввиду, что в городе не так много отелей, тем более, бюджетных. Все они летом, как правило, забиты, поэтому жилье бронировать нужно сильно заранее. Из наиболее бюджетных и романтичных отелей мы можем посоветовать Old Town B&B Ida-Maria в самом центре города. Номер на двоих с видом на Ратушу обойдется в 85 евро. Есть в Порвоо и летний кемпинг Sun Camping Kokonniemi Porvoo (адрес – Uddaksentie 17 06100 Porvoo), здесь комната на двоих стоит 60 евро.
Финишируем в Хельсинки
Расстояние от Порвоо до Хельсинки порядка 50 километров. На этом отрезке Королевской дороги достопримечательностей немного, так что финальную часть маршрута легко проехать часа за три. Недалеко от въезда в Хельсинки находится всесезонно работающий кемпинг Rastila (адрес – Karavaanikatu 4, 00980 Helsinki) – к нему по указателю нужно будет свернуть с велодорожки налево. Если вы хотите посвятить еще один день велопрогулке по столице Суоми, то это – очень удобное место для ночевки.
Кемпинг Rastila
Те, кто не готов проделать путь обратно на велосипеде, отправляются в Петербург на поезде, автобусе или пароме. А если есть в запасе еще 2-3 дня, то можно доехать по Королевской дороге до Турку. Другой вариант – вернуться своим ходом обратно в Выборг, но для разнообразия по другому маршруту, например: Хельсинки – Аскола – Лапинъярви – Элимяки – Лииккала – Лаппеенранта – Выборг. Тут каждый сам должен рассчитывать свои силы, время и финансовые возможности.