Верла: одно из семи чудес Финляндии
Лес рубят — щепки летят... и получается картон
Крохотная деревенька Верла, расположенная на юге Финляндии, в провинции Кюменлааксо, в 160 километрах от Хельсинки и в 30-ти — от Коувола, каждое лето принимает около 35 тысяч посетителей из 60 стран мира.
Привлекает их сюда деревоперерабатывающая фабрика-музей «Верла». Именно она является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и, скажем так, — главным градообразующим предприятием. Все остальные достопримечательности и природные красоты – своеобразное обрамление этого «бриллианта».
Фото: verla.fi
Фабрика на берегу протоки между озерами Суолаярви и Исо-Кампонен была основана в 1872 году финским инженером Хуго Нойманом. В своем первом варианте она просуществовала недолго: пожар 1876 года уничтожил начинание молодого энтузиаста до основания.
Но нет худа без добра. На месте пепелища вырос целый архитектурный комплекс, построенный по проекту выборгского архитектора Карла Эдуарда Диппеля, представителя неоготического стиля в архитектуре. По его проектам в Выборге были построены несколько жилых домов, а также кафедральный собор с 70-метровым шпилем, самый красивый в городе. К сожалению, до наших дней он не сохранился.
Строительство в Верле продолжалось более пятнадцати лет, с 1885 по 1902 годы. Все здания фабрики сегодня имеют точно такой же вид, как и в первые годы своего существования.
Фото: verla.fi
Управляющим фабрикой (по-фински — патроном) стал австриец Готтлиб Крейдль, который руководил ей в течение последующих тридцати лет. Именно для него был построен так называемый «Дом патрона», одно из главных украшений музейного комплекса. При Крейдле картонная фабрика вышла на мировой уровень. Ее продукция поставлялась не только в метрополию — Петербург и Москву, — но и в Центральную Европу. И даже в Южную Америку. Кстати, последний заказ на партию картона пришёл в 1979 году из Бангладеш, когда фабрика уже пятнадцать лет, как перестала функционировать в качестве промышленного предприятия.
Фото: Дмитрий Ржанников
В начале 20 века из верловского картона изготавливали упаковочную тару, обложки книг, стельки для обуви и даже мишени для стрельбы. За год фабрика производила около двух тысяч тонн картона. Много, скажете вы. Конечно, много, особенно если учесть, что на фабрике использовался только ручной труд. Но вот современный бумажный комбинат эти же самые две тысячи тонн, добываемые верловцами потом и кровью, производит всего за одну рабочую смену.
Почему кровью? — спросите вы. А вот, послушайте дальше…
Истории и фантасмагории
Фото: verla.fi
О том, как здесь все было устроено вам, конечно же, расскажут. Во всех подробностях. И даже на русском языке. Посещение фабрики-музея возможно только в сопровождении экскурсовода. Да без него вы и не поймете тут ничего. А еще в самом начале экскурсии вам покажут цветной ретро-фильм (тоже на русском), снятый в 1964 году, когда фабрика уже формально закрылась, но по просьбе рабочих им разрешили доработать до пенсии. Кстати, на пенсию тут уходили в очень преклонном возрасте. Рекордсменом был один старичок, который работал до 86 лет. Ну, и условия — особенно в первые десятилетия существования фабрики — были, конечно же, суровые: 12-часовой рабочий день при одном выходном, в воскресенье.
Давайте немного прогуляемся по цехам фабрики…
Фото: Дмитрий Ржанников
Древесину (в основном, ель) привозили на подводах. Разгружали подводы вручную. Потом бревна распиливали на чурки длиной по пятьдесят сантиметров и очищали от коры на окорочном станке. А вот и сам окорочный станок. Людей, которые на нем работали, узнать было легко: все пальцы у них на руках были одного размера. Потому что чурки эти рядом с вращающимся барабаном, вооруженным острыми лезвиями, приходилось держать голыми руками.
Фото: Дмитрий Ржанников
Интересно, что при таких условиях, за все годы существования фабрики здесь произошел только один-единственный случай со смертельным исходом. Уборщица, спускаясь по лестнице («Вот по этой самой», — скажет экскурсовод), споткнулась и опрокинула на себя ведро с какой-то очень ядовитой жидкостью для мытья полов… Но пойдём дальше, вслед за окровавленными чурками.
Очищенные от коры чурки эти загружали в специальные машины — дефибрёры, где они превращались в древесную массу. Эта масса по трубам поступала в цех, где с помощью восьми одноцилиндровых картоноделательных машин превращалась в картонные листы размером 70 на 100 см. Работа с этими машинами считалась легкой, поэтому работали тут только женщины.
Фото: verla.fi
Затем готовые листы картона отвозили в сушильный цех, где их, как белье на прищепки развешивали для просушивания. Температура в этом цеху была, как в сауне — 75 градусов по Цельсию! Неудивительно, что девушки и женщины время от времени бегали на ближайшее озеро охладиться. Иногда даже нагишом. Вот радости-то у местных парней было!
После сушилки листы картона лощили и сортировали по весу, взвешивая каждый лист на специальных ручных весах. И тут вам обязательно покажут рабочее место одной из легендарных сортировщиц, Марьи Матсен. Оно даже огорожено музейной веревочкой. Марья проработала на фабрике 51 год и ушла на пенсию в 77 лет. В последние годы работы на фабрике у нее сильно ухудшилось зрение, но она боялась сказать начальству об этом, чтобы не потерять работу. Делала вид, что взвешивает листы картона на весах, а сама определяла их вес интуитивно. С точностью до грамма! И ни разу не ошиблась.
Фото: verla.fi
Рядом с весами, на полу — два углубления. Марья Матсен вытоптала их за полвека работы на одном и том же месте…
В 1964 году, как мы уже говорили, фабрика закрылась. А в 1972-м в ней был открыт первый в Финляндии промышленный музей. В список всемирного наследия ЮНЕСКО фабрика Верла была внесена в 1996 году.
Увидеть невидимое
Неподалеку от фабрики-музея, на берегу озера находится еще одна диковина. Это смотровая площадка, с которой на противоположном берегу можно увидеть шедевр древней финской наскальной живописи. На вертикально уходящей в воду скале с трудом, но все же угадываются фигуры восьми оленей, трех доисторических охотников и шамана в треугольной маске. Композиция длиной в шесть метров и высотой в полтора метра является одним из самых значительных памятников древнего искусства в Финляндии. Его возраст — около шести тысяч лет. Для наибольшей сохранности рисунки художника каменного века в наши дни покрыли силиконовой пленкой. Если у кого-то плохо с фантазией или со зрением, на смотровой площадке размещено более четкое изображение с обозначением всех фигур.
Фото: Дмитрий Ржанников
А еще в Верле можно посмотреть на довольно эффектный водопад, прогуляться по маркированным лесным тропам, пообедать в кафе или посетить винную лавку, которые делят между собой здание бывшего мельничного склада, посетить лавки ремесленников в конюшнях 19 века, осмотреть несколько выставок, размещенных в старинных складских помещениях, или погулять по «Садику патрона» рядом с его особняком.
Можно комфортно переночевать в бывших коттеджах фабричных рабочих, расположенных на берегу озера. Это удовольствие обойдется от 55 до 150 евро за домик.
Фото: Дмитрий Ржанников
Каждый год, 18 июля здесь отмечается «День Верлы». Именно в этот день в 1964 году была официально закрыта фабрика. Обычно здесь 18-го числа столпотворение.
Добраться до Верлы на автомобиле не составит никакого труда, но можно доехать и на рейсовом автобусе, который отправляется от железнодорожного вокзала Коувола.
Музей открыт только в теплое время года: со 2 мая по 30 сентября, с 10 до 17 часов, во все дни недели, кроме понедельника. Но с 22 июня до конца июля он работает, и по понедельникам тоже.
Вход для взрослых — 10 евро. Для студентов и пенсионеров — 8 евро. Дети и подростки до 18 лет — бесплатно.