Подробности от гидов
24 ноября 2016
1437

Настоящая Америка в Лахти

Добрый день, дорогие друзья! В прошлый раз мы начали говорить о статье в одной из газет, вышедшей накануне пожара 1877 года. В ней писалось, что перемещаться по деревне Лахти можно лишь с револьвером в кармане, если хочешь чувствовать себя в безопасности. «Здесь настоящая Америка», – уверял автор статьи, и был не так уж и неправ. Давай сравним некоторые данные.
Макет железной дороги в Лахти. Фото: lahenlehti.net

«Здесь настоящая Америка»

Начиная с 1865 года, в США бурно развивается промышленность, строится множество железных дорог и водных путей сообщения. В Америку устремляются многочисленные переселенцы, привлеченные предложением работы, в поисках новых возможностей.

Деревня Лахти, которая вначале ничем не отличалась от других деревень прихода Холлола, в XIX веке становится самой крупной из них. Промышленный переворот в Финляндии начался с использования паровых лесопилен. Первые паровые лесопильни в Лахти – Lahtis Ångsåg Ab и Vesijärvi Ångsåg Ab – были построены в 1869 и 1874 годах.

Паровая лесопильня в ЛахтиПаровая лесопильня в Лахти

Деревня оказалась вблизи сооруженных в 1869 – 1871 годах петербургской железной дороги и канала Вяяксю, влияние которых на жизнь региона трудно переоценить. Толпы людей устремлялись сюда в поисках лучшей жизни, начиная со времен строительства железной дороги Рийхимяки – Лахти.

Чем же еще деревня Лахти напомнила журналисту тех лет Америку? Вполне вероятно, его представление об Америке были сродни нашим, которые мы могли получить от просмотра классических вестернов. Действия вестернов происходят как раз в интересующие нас годы, начиная с 1860-х. Судя по фильмам, на Диком тогда еще Западе в салунах много пили и дебоширили. Хорошие парни наказывали злодеев, полагаясь на свой собственный кодекс чести – а значит, с оружием не расставались.

Жизнь в деревне Лахти незадолго до пожара не была идиллической – по деревне шаталось много пьяного люда, что не могло не нарушать спокойный уклад жизни. Так и родилась та фраза в газете о револьвере в кармане для самообороны, ведь «Здесь настоящая Америка».

Деревенская «пастораль»

Строительство государственной железной дороги Рийхимяки – Лахти – Санкт-Петербург началось в годы, отмеченные неурожаем и страшным голодом в Финляндии. Особенно сильно голод свирепствовал на севере страны. Были случаи, как в блокадном Ленинграде. Люди теряли сознание от голода. Когда лахтинцы делились с пришедшими северянами своей едой, те отказывались от нее, просили дать им то, чем кормят свиней. У изголодавшихся людей уже был горький опыт, когда на их глазах многие умерли, поев нормальной пищи. На железную дорогу, на доставку по ней зерна из Петербурга возлагались большие надежды.

Деревенская «пастораль»Деревенская «пастораль»

Ища спасение от голодной смерти, многие шли в Лахти наниматься на строительство железной дороги. Рабочих кормили, им платили зарплату, но одним махом проблема не решалась – требовалось время. Большое скопление ослабленных и больных людей, тяжелый труд, часто антисанитарные условия быта вызывали эпидемии. В 1968 году в Лахти умирало так много людей, что их запретили хоронить на кладбище в Холлола. Хоронили недалеко от железной дороги и в районе деревни Вилляхде. Долгие годы там можно было видеть памятник, который один мастер сделал себе сам, понимая, что скоро умрет. Пили? А как вы думаете? Вспомните «Пир во время чумы» А.С. Пушкина или сто грамм перед атакой во время войны.

Всё когда-то заканчивается. Смертоносные болезни и голод прекратились. Жизнь вступала в свои права, но она по-прежнему не напоминала деревенскую пастораль. Суровая северная природа. Долгие ночи осенью и зимой. Серенькие домишки. Тяжелый труд. Жизнь казалась беспросветной. Для многих желание ощутить недостающую радость жизни сводилось к банальному решению напиться.

В то время во многих селах действовали ограничения и запреты на продажу алкоголя, достать его можно было не везде. Со всей округи любители спиртного тянулись туда, где можно было утопить тоску и безысходность в алкоголе. В Лахти такая возможность была. Нахождение Лахти на перекрестке дорог только способствовало этому.

Капитан Феллман и фармацевт К. Е. Вальштедт (Waldstedt) в 1871 году основали пивоварню в районе Ниеми. В 1874 году они ее продали начинающему тогда бизнесмену, будущему основателю Mallasjuoma Хенрику Маттссону.

Пивоварня в районе Ниеми, 1877Пивоварня в районе Ниеми, 1877

Позже, в 1902 году, именно эту пивоварню Маттссон передвинет на территорию поселка Лахти. Сегодня в двух шагах от того места находится пивной ресторан Teerenpeli. Однако это совсем другая история – о предпринимательстве в Лахти. Те, кто вели свой бизнес цивилизованно, соблюдали нормы и платили налоги, но так действовали не все.

Поставщиков подпольного алкоголя и доморощенных коммерсантов, желающих сорвать большой куш, было предостаточно. В Лахти, как сообщалось в газетах того времени, «бессовестно процветали тайные кабаки», бойко шла нелегальная продажа алкоголя. А вот это, опережая время, скорее напоминало Америку времен «Сухого закона».

Почему пьянство стало образом жизни значительной части населения Лахти, да и вообще Финляндии? Предоставим судить об этом специалистам. Я же приведу вам некоторые исторические факты, которые так или иначе связаны с этим вопросом. Сами же финны говорят в таких случаях: «Sellaista elämä on» (рус. «Такова жизнь»).

Такова жизнь

Отношение к алкоголю в те времена и у церкви, и в миру не было резко отрицательным. Младенцам давали глотнуть вина, чтоб те не плакали. В молельных домах и в церквях Финляндии можно было получить порцию алкоголя не только, чтобы причаститься, но и просто из милости. Порой алкогольная зависимость начиналась с «безобидного пива».

Старое фото ЛахтиСтарое фото Лахти

Пиво является традиционным финским напитком. В течение двух тысяч лет его производят и потребляют в Финляндии. Когда не было холодильников, чтобы сохранить продукты, их сушили и солили. Считалось, что пиво помогает проталкивать по горлу дальше вниз сухой, твердый хлеб и сильно просоленное мясо и рыбу. Во дворах домов деревни Лахти был выделен специальный участок земли для выращивания хмеля. Варили домашнее пиво (kotikalja). Хмелем даже платили налоги Швеции, когда та завоевала финские земли.

Пришло новое время. Все чаще пиву предпочитали крепкие напитки. Изготовление крепкого алкоголя из зерна широко распространилось в стране в XVII веке. До 1866 года крепкие спиртные напитки изготовляли в основном в домашних условиях. Права на это имели землевладельцы. За это право они платили государству налог.

Почему в старые добрые времена так много пили? Доступной альтернативы пьянству многие просто не видели – высоко цивилизованным общество еще не было. Ценность образования даже для своих чад понимали далеко не все. Приведу один красноречивый пример. После выхода в отставку из русской армии в возрасте 27 лет, капитан А. Феллман выгодно женился, купил выставленную на продажу усадьбу в регионе Лахти и в 1867 году переехал с молодой женой туда жить.

Супруга: Ида Генриетта Fellman (Klärich) – дочь табачного фабриканта (Хельсинки), моложе Аугуста Феллмана на 9 лет, родила ему трех детей (дочку и двух сыновей). Интересовалась, как грамотно вести домашнее животноводство – у Феллманов помимо прочего было стадо элитных коров, маслобойня, лошади уникальных пород.

Народная школа деревни ЛахтиНародная школа деревни Лахти

В 1871 году Феллман открыл на свои средства школу для деревенской ребятни, а в 1873 году построил новое здание для школы. Именно в той народной школе деревни Лахти позже учился Юхо Кусти Паасикиви, будущий президент Финляндии. Вы думаете, местное население было в восторге от перспективы дать образование своим детям? Как бы не так. Многие родители не пускали своих детей учиться. Для них дети были маленькими взрослыми, помощниками по хозяйству. Феллман придумал давать родителям по полмешка ржи за каждого ребенка, если их отпускали в школу. Дело пошло.

материал по теме

Маленький Выборг в Лахти

Добрый день, дорогие друзья! В прошлой статье мы начали говорить о карельском следе в культуре Лахти. Продолжим рассказ!

«О времена! О нравы!»

Сельская жизнь не была идиллией и в годы после упомянутого пожара 1877 года. Особенно шумно было в Лахти в торговые дни. Единственный полицейский, призванный наводить в поселке порядок, был вынужден прибегать к помощи 5 – 7 казаков. Зачастую это не оказывало существенного воздействия. Силу они не применяли, а одни лишь увещевания и внешний вид российских красавцев-казаков не имели на горячих, точнее, разгоряченных алкоголем финских парней должного влияния.

В сегодняшнем Лахти память о казаках сохранилась в названиях районов – Кasakkamäki (мяки – холм), где по преданиям погибло несколько казаков во время войны 1809 года, и Кярпянен (рус. «муха»), где казаки квартировали. Причем тут мухи?

Казаки, как и древнегреческие Геракл и Одиссей, удостоились того, чтобы сказания о них имели адаптированную для детей и менее целомудренную версии. Например, в случае Одиссея неоднозначно, где был рубец, по которому служанка узнала своего царя, вернувшегося на Итаку – на ноге или ягодице? В случае же казаков, по первой версии: где казаки, там и кони, а где кони, там и мухи. А вот вторая версия сродни мифу о 13-м подвиге Геракла, который ему всю ночь помогали совершать прекрасные девы – дочери Феспия – после чего все пятьдесят подарили папе долгожданных внуков – мальчиков и даже двойняшек! По «взрослой» версии: где казаки, там и разбитые женские сердца, а где любовь, там и дети. Детей рождалось в том районе так много, что говорили: «Они плодятся как мухи». Но, вернемся к тем, кто вел не столь активный образ жизни.

На участках, отведенных под будущие постройки поселка Лахти, и днем, и в сумерки можно было видеть распивающих спиртное мужичков. В целях наведения порядка в 1879 году построили арестантскую. Она простояла до 1913 года на так называемой Нижней площади (Аlatori), где сегодня находится въезд /выезд парковки под площадью за «Данске банком».

В 1890-х арестантскую пришлось укреплять. Старая будка не выдерживала наплыва нарушителей спокойствия. Описан случай, как однажды сидевшие в ней страдальцы расшатали и завалили будку, после чего дружно ползли на четвереньках на холм, который сегодня называется Кирккомяки или "Церковный холм". До постройки там церкви, на месте которой сегодня стоит церковь Креста Алвара Аалто, и средней школы общего образования, место это было шумным и беспокойным. Оно пользовалось особой любовью у всех, кто хотел повеселиться с друзьями или в благодушном настроении наедине с бутылкой полюбоваться закатами.

Мэрия города ЛахтиМэрия города Лахти

Когда в 1912 году была построена мэрия, «вытрезвитель» города Лахти находился в её стенах. Если жена или кто-нибудь из друзей спрашивали на следующий день у «потеряшки», где его носило, ответ обычно следовал: «Ночевал под часами». Часы, как вы догадались, украшали башню этой величественной постройки (архитектор Еелиэль Сааринен). Сегодня место, где находились тогда камеры, сохранило прежнее название «Тюрьма». При желании вы можете посидеть там, отдохнуть, скоротать время. Сегодня там пахнет вкусно – ведь это кафе. Группе надо делать заказ предварительно, а отдельные посетители могут позвонить в дверной звонок мэрии, и вам откроют. Здесь вообще все просто, если мы сами не усложняем.

Однако нам свойственно верить в то, во что хотим верить, даже если мы придумали себе это сами. Так интереснее! Поэтому прошу прощения у тех, кого разочарует мой рассказ о происхождении следующего прозвища Лахти – «Финский Чикаго». Обстановка в Лахти спокойная, что по мне так хорошо. И вам здесь нечего бояться – приезжайте. А об истинной причине появления на свет «Финского Чикаго» я расскажу в следующий раз.

Нелли Лeнсу
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Финский Чикаго
Рецепт молодости города Лахти

Обсуждение

+Добавить комментарий