2 мая 2016
7689
Время чтения: 8 мин

Экология по-фински

Экологичность – один из главных брендов Финляндии. О трепетном отношении финнов к окружающей среде знают все. С каждым годом «зелёные технологии» в Суоми набирают обороты, и их приоритетность связана не только с нормативами ЕС, но и с естественным стремлением жителей страны заботиться о родной природе.
Фото: flickr.com

Экологичность – один из главных брендов Финляндии. О трепетном отношении финнов к окружающей среде знают все. С каждым годом «зелёные технологии» в Суоми набирают обороты, и их приоритетность связана не только с нормативами ЕС, но и с естественным стремлением жителей страны заботиться о родной природе.

В рейтинге стран мира по индексу экологической эффективности в 2016 году Финляндия заняла первое место с индексом 90,68, обойдя Исландию и Швецию.

За последние несколько лет были очищены многие загрязнённые озера и реки, создана обширная сеть охраняемых природных территорий, значительно улучшилось качество воздуха вокруг промышленных зон. Интенсивная работа ведётся по нескольким направлениям одновременно.

Энергия будущего: солнце и ветер

Энергия будущего: солнце и ветерЭнергия будущего: солнце и ветер

Привычная для нас энергетика базируется на ископаемом топливе, запасы которого, как известно, ограничены, а добыча, переработка и утилизация отходов чреваты огромными экологическими и финансовыми издержками. Поэтому возобновляемые источники энергии превосходят традиционные по всем параметрам, включая стоимость, безопасность, увеличение числа рабочих мест и, разумеется, сохранение окружающей среды.

Ещё в 2014 году, на шесть лет опередив сроки, установленные Евросоюзом, Финляндия сократила потребление первичных энергетических ресурсов – за счёт возобновляемых источников было произведено 38,7% от общего количества энергии. В 2015 году, по данным Всемирного экономического форума, Финляндия вошла в пятёрку стран, где потребляется больше всего энергии из возобновляемых источников. В 2016 году правительство приняло решение выделить 80 миллионов евро на развитие новых энергетических технологий, чтобы к 2020-м годам доля возобновляемых источников составила 50% от всех видов топлива.

Солнечные панели на крыше в ХельсинкиСолнечные панели на крыше в Хельсинки

В начале 2000-х отношение к солнечной энергии в Финляндии было весьма сдержанным, но сегодня ситуация изменилась – с 2008 года стоимость солнечных панелей существенно снизилась, эффективность их возросла, и новым источникам энергии стало уделяться пристальное внимание. Конечно, развитию солнечной энергетики в Финляндии мешают объективные трудности – например, нехватка солнечного света. Хотя летом его интенсивность из-за «белых ночей» даже выше, чем в среднем по Европе, зимой солнца очень не хватает. Тем не менее, при низких температурах и отсутствии пыли солнечные батареи работают эффективнее, и тут Финляндия выигрывает в сравнении с другими странами.

Крупнейшей в Финляндии до сих пор считалась солнечная электростанция в Оулу, но 19 апреля 2016 года инициативу перехватил Хельсинки: на крыше лыжного центра Kivikko были установлены 2992 солнечные панели – полученной энергии хватит для обеспечения 400 однокомнатных квартир.

Ветрогенераторы в ОулунсалоВетрогенераторы в Оулунсало

Поскольку солнце в Финляндии не светит круглый год, на помощь приходит использование энергии ветра. Сейчас здесь строится рекордное количество ветрогенераторов, в результате за последние годы количество производимой энергии значительно выросло, хотя пока что не достигло объёмов Швеции и Германии. Также, проблема нехватки солнца решается за счёт тепловых насосов, которые зимой отбирают тепло из низкотемпературной среды.

Исследователи из Технологического Университета Лаппеенранты пришли к выводу, что система, полностью основанная на возобновляемых источниках, вполне реальна и конкурентоспособна. Ветровые и солнечные батареи позволят произвести в два раза больше энергии, чем потребляется сейчас, а избыток можно использовать для создания синтетического топлива.

Велосипед против автомобиля

Велосипедная дорожка в центре ХельсинкиВелосипедная дорожка в центре Хельсинки

Наиболее остро проблема экологичности транспорта стоит для столицы, и в новом генеральном плане развития Хельсинки приоритеты автомобилистов оказались на последнем месте. Автомобильное движение планируется перенести преимущественно в пригород, а в центре столицы оставить только общественный транспорт. Благодаря этому дороги и транспортные узлы превратятся в общественные пространства, бульвары и жилые районы.

Активно внедряются новаторские идеи, позволяющие отказаться от использования автомобиля. Среди них – программа совместного использования автомобилей для поездок за город в выходные, мобильное приложение, позволяющее быстро найти велосипед напрокат или остановку общественного транспорта, вызвать такси.

Велопоездки – не просто удобная форма передвижения, это ещё и часть национальной стратегии развития велодвижения. Ожидается, что к 2020 году финны будут совершать около 300 миллионов пеших и велосипедных прогулок в год.

Полезный мусор

Повторно перерабатываемая трикотажная тканьПовторно перерабатываемая трикотажная ткань

Среди других важных проектов правительство Финляндии уже не первый год активно инвестирует в экономику полного цикла. Для её построения требуется не только утилизация отходов, но и применение побочных продуктов в качестве сырья.

Яркий пример – целлюлозно-бумажная промышленность, где всё, что остаётся после переработки древесины, используется для производства другой продукции или для генерации энергии. Всё более популярными энергоисточниками становятся древесные гранулы, изготовленные из спрессованной стружки и опилок.

К сокращению пищевых отходов стремятся производители продуктов. В фермерском хозяйстве очень важна переработка питательных веществ – их избыток губителен для экологии, поэтому фермеров призывают вместо химических удобрений пользоваться переработанной органикой.

Центр технических исследований VTT и компания Ethica разработали технологию, благодаря которой поношенные вещи превращаются в новые. Для этого пришедшая в негодность хлопчатобумажная одежда режется на куски и растворяется в щёлочи, в результате получается раствор целлюлозы. Из него формируются новые волокна, а из волокон – трикотажная ткань, из которой, в свою очередь, шьётся одежда. Переработка старой одежды реализуется популярными брендами Seppälä, H&M и другими.

Пункт сбора алюминиевых банок, пластиковых и стеклянных бутылокПункт сбора алюминиевых банок, пластиковых и стеклянных бутылок

Практически во всех финских супермаркетах и торговых центрах есть пункты сбора алюминиевых банок, пластиковых и стеклянных бутылок. Использованные батареи и лампы можно вернуть в магазины, где их продают, а скоро аналогичная система начнёт действовать и для всех электронных устройств. До начала лета в столичном регионе и по всей стране должно появиться около 500 новых точек сбора пластика.

Активно в процессе переработки отходов участвуют домовые хозяйства, постоянно совершенствуются сортировка и переработка металла, текстиля, пластмассы. Кстати, обычному потребителю сбор пластика помогает не только сохранять окружающую среду, но и экономить на расходах за вывоз мусора, ведь пластик составляет примерно одну пятую часть бытовых отходов.

Согласно национальному плану, к 2016 году должна быть обеспечена переработка более половины бытовых отходов. Несколько лет назад этот показатель составлял около трети, но сейчас финнов призывают эффективнее заниматься сортировкой. Всё, что нельзя использовать вторично, перерабатывается в компост и биотопливо для самых разных нужд. На сжигании мусора, к примеру, работает теплоцентраль Лахти, а компост из органических отходов используется для подкормки зелёных насаждений в парках.

материал по теме

Большой эксперимент Финляндии: гармония между городом и природой

Согласно экологическим исследованиям, Финляндия лидирует среди европейских государств по чистоте воздуха и воды. Около 70% её территории покрыто лесами и озёрами, в стране действует 39 природных заповедников — географическая карта Суоми совсем не изменилась за последние 150 лет.

Жизнь, близкая к природе

Тапиола – район Эспоо – «город-сад»Тапиола – район Эспоо – «город-сад»

В мегаполисе очень важно найти баланс между созданием современной инфраструктуры и сохранением экосистемы. Выбирая направление в этой области, Финляндия пошла по пути «растворения» городской среды в лесопосадках – это подход, при котором застройка проникает в нетронутую природу без вреда для неё.

Отличным примером такой политики служит Тапиола – район Эспоо, названный в честь мифологической лесной страны. Ещё в 60-е он проектировался и строился таким образом, чтобы достичь гармонии между зданиями и природой. Жилые дома здесь органично вливаются в лесной массив, дворы и улицы утопают в зелени, а потому Тапиола известна как «город-сад».

Кстати, 31 августа отмечается День финской природы, посвящённый её уникальности. Это государственный праздник, установленный в 2013 году, и в этот день по всей стране поднимают флаги.

Пока большие и маленькие финские города заняты сохранением уже растущих деревьев и регулярным озеленением, в уникальном экологическом районе Виикки, расположенном в 8 км от центра Хельсинки, каждый домовладелец может взять в аренду участок земли – для поддержания связи с природой и для выращивания овощей и фруктов.

Тысяча озер под контролем

Тысяча озер под контролемТысяча озер под контролем

Человеческая деятельность сильно изменила большинство водных сред в Финляндии – ещё несколько лет назад лишь около 30% озёр и 20% рек имели высокий экологический статус. Финны серьёзно взялись за эту проблему, и сейчас вода в 80% озёр оценивается как отличная или хорошая, а состояние воды вблизи промышленных объектов значительно улучшилось.

Ведущая роль в процессе защиты воды от загрязнения принадлежит постоянному мониторингу. Институт окружающей среды Финляндии следит за объёмом и качеством как поверхностных, так и подземных вод. Зимой он собирает информацию о толщине льда и снега на крышах, весной выдаёт отчёты о затоплении, летом – информацию о температуре воды для плавания. Контролируют и цветение водорослей на более чем 300 участках, от озёр до морских районов.

Для эффективной борьбы с загрязнением в отношении почти тысячи озёр применяются активные меры по восстановлению экологии: селективное рыболовство, оксигенация или удаление водной растительности. А совсем недавно экологи били тревогу на тему Балтийского моря, отмечая массовое цветение воды, снижение рыбных запасов и обширные безжизненные участки на морском дне. Благодаря национальным и международным действиям количество токсичных химических веществ, поступающих в море, было радикально сокращено, значительно снизились питательные выбросы из прибрежных городов и рыбных ферм, удалось обуздать и биогенные факторы. В 2016 году финская паромная компания Viking Line потратит на очистку моря более 70 тысяч евро, вырученных от продажи пластиковых пакетов.

Экология по закону

Законодательство Финляндии в отношении экологии ужесточается с каждым годомЗаконодательство Финляндии в отношении экологии ужесточается с каждым годом

Законодательство Финляндии в отношении экологии ужесточается с каждым годом, повышая эффективность как уже действующих, так и внедряемых программ. В значительной степени оно ориентировано на законы ЕС, но в отдельных случаях руководствуется даже более строгими ограничениями и стандартами.

Существующий закон об утилизации отходов действует по всей стране, за вывоз и утилизацию перерабатываемых отходов взимается плата с предприятий. В финских законах вообще детально прописано всё, что касается переработки отходов, повторного использования, транспортировки и утилизации каждой из категорий мусора. Так, например, в цену автомобиля изначально заложена стоимость утилизации металлического лома, а в цену лекарств – стоимость утилизации опасных фармацевтических отходов.

В ближайшее время планируется принять закон, который полностью запретит приём биологических отходов на свалках. А с начала 2016 года выросли расходы для тех, кто импортирует запакованные товары, так как утилизация упаковочных материалов перешла от муниципалитетов в ответственность производителей.

Ольга Мартынова

Туры

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Транспорт в Финляндии
Метро в Хельсинки

Обсуждение

+Добавить комментарий