Внешняя политика Финляндии
Признание независимости стало для маленькой Финляндии первой крупной дипломатической победой, да что там крупной – это означало прорыв на международную арену, будущее страны. Второй крупной победой Финляндии стало аннулирование условий Парижского мирного договора с Советским Союзом 1947 года. Согласно этому договору, Финляндии, была сильно ограничена в своей внешнеполитической деятельности. Например, договор ограничивал перечень доступных стране систем вооружений, требовал от Финляндии соблюдения нейтралитета по отношению к любым военно-политическим блокам. Кстати, именно поэтому Финляндия, будучи страной с демократической формой правления, что было основным критерием вступления в "клуб", не входила в НАТО, хотя ее географическое положение для Альянса было весьма заманчивым. Финляндия вышла из договора в сентябре 1990 года в связи с окончанием холодной войны. Впрочем, спустя всего два года Финляндия и Россия подписали дружественный договор, укрепивший взаимоотношения сторон. Так, согласно нему обе стороны признавали нерушимость границ, а неприятное для финнов слово нейтралитет было заменено на "неучастие в военных блоках".
Вообще проблема взаимоотношений Финляндии и Северо-Атлантического Союза (НАТО) гораздо глубже, чем принято считать. Финляндии никогда не вступала в блок, и даже спустя почти десять лет после распада Советского Союза продолжала придерживаться уже однажды выбранной внешнеполитической линии. Хотя в Финляндии достаточно много сил, желающих вступить в Альянс, она продолжает придерживается политики неприсоединения к каким-либо военным и политическим блокам. Сторонники НАТО говорят вовсе не об угрозе со стороны России, а повышение национального патриотизма. Ибо вступление в НАТО, по их мнению, еще более подчеркнет независимость Финляндии на международной арене, избавит Хельсинки от ощущения исторического давления со стороны Москвы.
Тем не менее, Финляндия стремится сотрудничать с НАТО, так в 1992 году ее пригласили (надо сказать по финской же инициативе) в Осло, где проходил саммит стран Альянса на уровне министров иностранных дел. В 1994 году Финляндия присоединилась к программе "Партнерство во имя мира". В 1995 году Финляндия впервые приняла учения в НАТОвских военных учениях, проходивших на территории Дании. Финские миротворцы привлекались и в Боснию. С 1998 года финны стали активно заимствовать НАТОвские стандарты при формировании своих Сил обороны. Наконец, в 1999 году на территорию Финляндии впервые после 1956 года – года вывода советских войск с территории страны – ступила нога иностранного солдата…
Что касается отношения к Финляндии со стороны руководства Альянса, то оно более, чем просто заинтересованное. Еще в 1994 году НАТО готово было принять Финляндию в свои ряды в рамках программы расширения блока на Восток. В 1998 году председатель военного совета НАТО Клаус Науман вновь подтвердил такое приглашение.
Примерно в это же время Финляндия стала играть заметную роль и во внутриевропейских делах. После того как Швеция летом 1991 года подала заявку на вступление в Евросоюз, Хельсинки, последовав примеру, подало заявку в марте 1992 года. На референдуме 1994 года 57% населения высказалось за вступление в ЕС, спустя всего месяц парламент Финляндии 152 голосами "за" против 45 голосов "против" проголосовал за вступление Финляндии в ЕС. Уже в следующем году Финляндия была принята в ЕС.
Урхо Кекконен, восьмой президент Финляндии
Становлению современной внешней политики Финляндия, тем не менее, обязана "холодной войне". Фактически, миротворческую внешнюю политику, стремящуюся к разрядке напряжения в международных отношениях, Финляндия стала применять с конца 50-х годов прошлого столетия, когда президентом был избран Кекконен. Он продержался у власти 25 лет – был четырежды переизбран на президентский пост.
Но внешняя политика Финляндии не ограничивалась только взаимоотношениями с Советским Союзом и странами НАТО. Финляндия активно сотрудничала и с другими Скандинавскими странами. Еще в 1956 году Финляндия стала членом Северного Совета, объединяющего эти страны. Кстати, всего на год позже, чем вступила в ряды членов ООН.
Государственное устройство Финляндии
Финляндия – это смешанная республика, а по форме государственного устройства – унитарное государство. Система высших органов власти, в том числе их компетенция по разным вопросам, разграничение полномочий и правила взаимодействия друг с другом определяется Конституцией страны.Вообще, внешняя политика Финляндии в годы "холодной войны" отличалась большей любовью к Советской России, чем отношение любой другой страны мира. Может быть это обусловлено близостью расположения к СССР (Финляндия долгое время – до распада Союза – была единственной страной с демократической формой правления, которая имела сухопутную границу с СССР), а может и договором о дружбе и партнерстве, заключенном между Хельсинки и Москвой в 1948 году. Надо сказать, это был очень удачный ход во внешней политике – экономика Финляндии получила мощный импульс благодаря емкому советскому рынку.
Пожалуй, на этом можно и закончить наш краткий обзор финской внешней политики. Мы рассмотрели в общих чертах, как и почему Финляндия оказалась нейтральной страной в противостоянии Восток-Запад. Рассказали об основных шагах страны на международной арене. Разумеется, многое осталось за границами нашего обзора. Но, чтобы включить сюда всё потребуется написать труд сопоставимый по объему с Большой Советской Энциклопедией.