7 августа 2014
5378
Время чтения: 5 мин

Финская музыка

До недавнего времени едва ли можно было говорить про музыку, как про предмет гордости финской культуры. Практически на протяжении всего двадцатого века музыкальные институции находились в эмбриональном состоянии и воспринималась остальной Европой, как нечто если не архаичное, то точно не современное. Причины нахождения Финляндии на задворках европейкой музыкальной жизни связаны, безусловно, с историческими фактами, которые повлияли на развитие финской композиторской школы. Ситуация резко меняется к 1990-м годам, когда по мнению финского музыковеда Пекки Хако: «музыка становится визитной карточкой Финляндии в Европе».
Лейф Сегерстам

Композиторы классической школы

Любимец Мариинского театра и скорее всего самый известный в Санкт-Петербурге финский дирижер − Лейф Сегерстам. С первого взгляда кажется, что в репертуаре Сегерстама обязательно должны быть рождественские произведения, так как сам маэстро как две капли воды похож на Санта-Клауса или Йоулупукки. Как композитор известен, прежде всего, многочисленными симфониями, написанными, как правило, для оркестра, играющего без дирижёра. Сам Сегерстам говорит о том, что композиция ему совершенно не приносит денег — напротив, она требует больших расходов. Написание одной симфонии обходится композитору-дирижеру в одну тысячу евро: «К нынешнему моменту (2013 год) я написал 253 симфонии, значит, только на них утекло 253 тыс. евро. Но, слава Богу, я дирижирую, и каждый вечер могу зарабатывать много денег — не здесь, конечно, а в Европе. Поэтому мне удается оплачивать свои занятия композицией». Более того, маэстро имеет очень специфический взгляд на творчество Арнольда Шенберга, известного своими додекафониями: «Шёнберг был сумасшедший дурак, очень опасный для молодежи, которая уже сто лет продолжает верить в его додекафонное дерьмо. Это настоящее преступление. Они не прислушиваются, решая, почему следующий звук должен быть именно таким, — они берут его из формулы. Нормальные люди, слушая эти сочинения, ничего не могут почувствовать, потому что в такой музыке нет ничего от природы».

Магнус Линдберг так же дирижер и композитор классической школы, но обратившийся к проблемам глобализации и универсализации звучания симфоний. Достаточно сложная для восприятия фраза, но смысл прост! Если Лейф Сегерстам представитель «смелых поисков», то Линдберг сводит все к определенной матрице. Это не хорошо и не плохо, это реалии современного искусства. Линдберг является основателем музыкального общества «Откройте уши!», чья деятельность была сосредоточена на пропаганде новой музыки в весьма консервативной, закостенелой и закрытой музыкальной индустрии Финляндии, чуть позже он основал экспериментальный ансамбль «Тоимии». О творчестве Линдберга, не достигшего еще шестидесятилетия, пишутся монографии и защищаются диссертации, так как он один из немногих, кто вывел элементы электронной музыки на академическую сцену.

Магнус Линдберг Магнус Линдберг

Надо отметить, что в стране с уважением относятся к классической музыке, опере или фольклору. Финское государство активно поощряет и материально мотивирует к занятиям музыкой способную молодежь, кроме того, в Финляндии не признают неучей: не изучив классику, ты не станешь хорошим музыкантом. Возможно, в этом секрет популярности финских рок-групп. Практически все финские музыканты, даже если они исполняют самый тяжелый рок со всякими неприличностями, обязательно имеют классическое академическое образование, к примеру, рокеры «Children of Bodom» закончили самую престижную в стране музыкальную «вышку» − Академию Сибелиуса.

Немного рока

Разговор о финской музыке, без упоминания рока не имеет смысла. Лучше всего бесконфликтные финны преуспели в роке. Все, что сдерживается на протяжении рабочей недели и усугубляется климатом, выплёскивается в музыке. Вот они и орут, плюются, ведут себя вызывающе, бросая тем самым протест обществу и нормам морали. Фестивали, концерты, даже мессы под тяжелый аккомпанемент! Рок-фестивали Ruisrock, Tuska и Provinssirock из года в год посещают мировые звезды панк-рока и металла, но в последние годы иноземные участники скорее разбавляют плотную линейку финских исполнителей. С семидесятых годов финские группы пробуют себя сначала в качестве трансляторов британской музыки, потом в роле самостоятельного организма и спустя двадцать лет происходит полное и успешное становление финской рок-сцены: HIM, Nightwish, Apocalyptica, The Rasmus, Lordi − это очень маленький список групп с мировой известностью, перечислять все остальные локальные группы, которые не добились популярности в мире − не хватит жизни. Все, кто хоть немного следит за музыкальной жизнью, помнят небывалый успех финнов на Евровидении, когда немыслимая по своей эпатажности и звучанию группа Lordi оглушительно вырвала победу в 2006, и откровенный провал миленькой Кристы Сиегфридс в 2013.

Lordi

Музыкальные направления

Если говорить о современной финской музыке, которая находится на пике своего расцвета, то выбрать конкретное направление довольно затруднительно. В Финляндии есть исполнители на любой вкус: от претенциозного англоязычного репа, то романтического кантри с окраин страны. The New Tigers, которые сформировались в городе Турку, на данный момент являются любимчиками публики. Если вам интересна поп-музыка 90-х годов, легко запоминаемый мотив и клетчатые рубашки с закатанными рукавами, то стоит обратить внимание на их творчество. Если вы можете отнести себя к поклонникам техно, то вам скорее всего будут интересны Bendagram, ребята из Хельсинки, которые быстро полюбились соседним скандинавским странам. Эти ребята используют простой ритм и несколько синтезированных и специфических звуков, иногда добавляя шумы для изменения звукового пространство. Renaissance men в своем творчестве умело компонуют техно и хаус − звучит интересно. Современная финская молодежная сцена не поддается какой-либо классификации, так что нужно просто слушать и выбирать то, что по душе! Современная финская музыка впитывая в себя европейские элементы смогла сгенерировать два направления, которые характерны исключительно для нее: суоми-саунд и направление старичок- хумппа. В начале XXI века в Финляндии стала активно развиваться культура психоделического транса. Финские транс-музыканты создали особый подвид этой музыки, который так и называется — suomisaundi (spugedelic или psy-trance). Жанр отличается очень вольным обращением с ритмом и звуком. Отсюда своеобразная черта этого направления – главное правило: правил нет! Суоми-саунд состоит из причудливых семплов и эффектов, хитросплетенных сбивок ударных, речевых вставок на финском или английском языке, а также звуковых подражаний в стиле видеоигр 1980-х годов.

Хумппа на самом деле подвид фокстрота, изначально, едва ли, представляющее собой отдельное целостное направление. Хумппа начала развиваться к 30-м годам, но имя получила только через двадцать лет, когда один радиоведущий попробовал воспроизвести то, что услышал на немецком Октоберфесте. Таким образом вольная интерпретация стала именем. В 70-80-е годы появилась целая волна исполнителей этого направления: Ханну Меркку, Koillis-Humppa, Тарья Юлитало, Souvarit. После этого популярность хумппы пошла на спад, она превратилась в музыку ностальгии по ушедшей юности, которую слушали в основном представители старшего поколения. Однако в середине 90-х хумппа обрела второе рождение в качестве музыкальной сатиры.

Souvarit

Все финское искусство в последние десятилетия переживает в буквальном смысле перерождение на грани с глобализацией и универсализацией всех мировых творческих порывов. Музыка, пожалуй, одна из немногих сфер, которая позволяет сохранить свою идентичность, пускай не традиционную, но все же свою уникальную.

материал по теме

Музыкальные фестивали Финляндии летом 2017 года

Летом в Финляндии проходит около 70 фестивалей всех направленностей, значительную часть которых составляют музыкальные.

Мария Трофимчик

Туры

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Музей изобразительных искусств в Йоэнсуу
Финские сказки

Обсуждение

+Добавить комментарий