Финская музыка
Композиторы классической школы
Любимец Мариинского театра и скорее всего самый известный в Санкт-Петербурге финский дирижер − Лейф Сегерстам. С первого взгляда кажется, что в репертуаре Сегерстама обязательно должны быть рождественские произведения, так как сам маэстро как две капли воды похож на Санта-Клауса или Йоулупукки. Как композитор известен, прежде всего, многочисленными симфониями, написанными, как правило, для оркестра, играющего без дирижёра. Сам Сегерстам говорит о том, что композиция ему совершенно не приносит денег — напротив, она требует больших расходов. Написание одной симфонии обходится композитору-дирижеру в одну тысячу евро: «К нынешнему моменту (2013 год) я написал 253 симфонии, значит, только на них утекло 253 тыс. евро. Но, слава Богу, я дирижирую, и каждый вечер могу зарабатывать много денег — не здесь, конечно, а в Европе. Поэтому мне удается оплачивать свои занятия композицией». Более того, маэстро имеет очень специфический взгляд на творчество Арнольда Шенберга, известного своими додекафониями: «Шёнберг был сумасшедший дурак, очень опасный для молодежи, которая уже сто лет продолжает верить в его додекафонное дерьмо. Это настоящее преступление. Они не прислушиваются, решая, почему следующий звук должен быть именно таким, — они берут его из формулы. Нормальные люди, слушая эти сочинения, ничего не могут почувствовать, потому что в такой музыке нет ничего от природы».
Магнус Линдберг так же дирижер и композитор классической школы, но обратившийся к проблемам глобализации и универсализации звучания симфоний. Достаточно сложная для восприятия фраза, но смысл прост! Если Лейф Сегерстам представитель «смелых поисков», то Линдберг сводит все к определенной матрице. Это не хорошо и не плохо, это реалии современного искусства. Линдберг является основателем музыкального общества «Откройте уши!», чья деятельность была сосредоточена на пропаганде новой музыки в весьма консервативной, закостенелой и закрытой музыкальной индустрии Финляндии, чуть позже он основал экспериментальный ансамбль «Тоимии». О творчестве Линдберга, не достигшего еще шестидесятилетия, пишутся монографии и защищаются диссертации, так как он один из немногих, кто вывел элементы электронной музыки на академическую сцену.
Магнус Линдберг
Надо отметить, что в стране с уважением относятся к классической музыке, опере или фольклору. Финское государство активно поощряет и материально мотивирует к занятиям музыкой способную молодежь, кроме того, в Финляндии не признают неучей: не изучив классику, ты не станешь хорошим музыкантом. Возможно, в этом секрет популярности финских рок-групп. Практически все финские музыканты, даже если они исполняют самый тяжелый рок со всякими неприличностями, обязательно имеют классическое академическое образование, к примеру, рокеры «Children of Bodom» закончили самую престижную в стране музыкальную «вышку» − Академию Сибелиуса.
Немного рока
Разговор о финской музыке, без упоминания рока не имеет смысла. Лучше всего бесконфликтные финны преуспели в роке. Все, что сдерживается на протяжении рабочей недели и усугубляется климатом, выплёскивается в музыке. Вот они и орут, плюются, ведут себя вызывающе, бросая тем самым протест обществу и нормам морали. Фестивали, концерты, даже мессы под тяжелый аккомпанемент! Рок-фестивали Ruisrock, Tuska и Provinssirock из года в год посещают мировые звезды панк-рока и металла, но в последние годы иноземные участники скорее разбавляют плотную линейку финских исполнителей. С семидесятых годов финские группы пробуют себя сначала в качестве трансляторов британской музыки, потом в роле самостоятельного организма и спустя двадцать лет происходит полное и успешное становление финской рок-сцены: HIM, Nightwish, Apocalyptica, The Rasmus, Lordi − это очень маленький список групп с мировой известностью, перечислять все остальные локальные группы, которые не добились популярности в мире − не хватит жизни. Все, кто хоть немного следит за музыкальной жизнью, помнят небывалый успех финнов на Евровидении, когда немыслимая по своей эпатажности и звучанию группа Lordi оглушительно вырвала победу в 2006, и откровенный провал миленькой Кристы Сиегфридс в 2013.
Музыкальные направления
Если говорить о современной финской музыке, которая находится на пике своего расцвета, то выбрать конкретное направление довольно затруднительно. В Финляндии есть исполнители на любой вкус: от претенциозного англоязычного репа, то романтического кантри с окраин страны. The New Tigers, которые сформировались в городе Турку, на данный момент являются любимчиками публики. Если вам интересна поп-музыка 90-х годов, легко запоминаемый мотив и клетчатые рубашки с закатанными рукавами, то стоит обратить внимание на их творчество. Если вы можете отнести себя к поклонникам техно, то вам скорее всего будут интересны Bendagram, ребята из Хельсинки, которые быстро полюбились соседним скандинавским странам. Эти ребята используют простой ритм и несколько синтезированных и специфических звуков, иногда добавляя шумы для изменения звукового пространство. Renaissance men в своем творчестве умело компонуют техно и хаус − звучит интересно. Современная финская молодежная сцена не поддается какой-либо классификации, так что нужно просто слушать и выбирать то, что по душе! Современная финская музыка впитывая в себя европейские элементы смогла сгенерировать два направления, которые характерны исключительно для нее: суоми-саунд и направление старичок- хумппа. В начале XXI века в Финляндии стала активно развиваться культура психоделического транса. Финские транс-музыканты создали особый подвид этой музыки, который так и называется — suomisaundi (spugedelic или psy-trance). Жанр отличается очень вольным обращением с ритмом и звуком. Отсюда своеобразная черта этого направления – главное правило: правил нет! Суоми-саунд состоит из причудливых семплов и эффектов, хитросплетенных сбивок ударных, речевых вставок на финском или английском языке, а также звуковых подражаний в стиле видеоигр 1980-х годов.
Хумппа на самом деле подвид фокстрота, изначально, едва ли, представляющее собой отдельное целостное направление. Хумппа начала развиваться к 30-м годам, но имя получила только через двадцать лет, когда один радиоведущий попробовал воспроизвести то, что услышал на немецком Октоберфесте. Таким образом вольная интерпретация стала именем. В 70-80-е годы появилась целая волна исполнителей этого направления: Ханну Меркку, Koillis-Humppa, Тарья Юлитало, Souvarit. После этого популярность хумппы пошла на спад, она превратилась в музыку ностальгии по ушедшей юности, которую слушали в основном представители старшего поколения. Однако в середине 90-х хумппа обрела второе рождение в качестве музыкальной сатиры.
Все финское искусство в последние десятилетия переживает в буквальном смысле перерождение на грани с глобализацией и универсализацией всех мировых творческих порывов. Музыка, пожалуй, одна из немногих сфер, которая позволяет сохранить свою идентичность, пускай не традиционную, но все же свою уникальную.