Железнодорожный вокзал Хельсинки раскрывает секреты
Каждый день железнодорожный вокзал Хельсинки принимает около 250 тысяч человек. Это крупнейший вокзал в Финляндии, важная финская достопримечательность и признанный архитектурный шедевр. Сегодня финны активно спорят о дальнейшей судьбе вокзала, обсуждают его нынешнее состояние и вспоминают минувшие времена.
Фото: urbancapture.com
Когда в 1919 году вокзал принял свой современный облик, вся европейская пресса писала о ярком образчике архитектуры модерна. Алиэль Сааринен, по проекту которого здание было построено, смог впечатлить и соотечественников, и иностранцев. Однако надо понимать, что не он один участвовал в проекте – это был продукт коллективного творчества. Немалый вклад осуществил, например, скульптор Эмиль Викстрем – автор гранитных гигантов со светильниками в руках у главного входа. Они получили общенациональную и международную известность после того, благодаря рекламной компании VR.
Фото: flickr.com
Все помещения вокзала и его экстерьер получили орнаментальное украшение. Сдержанное, но при этом заметное и очень финское. В итоге здание можно долго рассматривать как снаружи так и внутри.
Кстати, многие помещения пассажиры просто не замечают. Например, президентский зал ожидания, в котором Урхо Кекконен всегда ждал своего поезда.
Фото: helsinginuutiset.fi
Здание вокзала богато на интересные архитектурные детали. Здесь также много старинной мебели и украшений.
Фото: is.fi
Фото: is.fi
Фото: is.fi
Фото: is.fi
История вокзала изобилует любопытными фактами, в том числе не слишком веселыми. Так, в 1950 году на вокзале произошел сильный пожар. Горела крыша здания, несколько перекрытий. Тот пожар запомнился финнам молниеносной реакцией пожарных: к зданию вокзала прибыло 19 машин. Всего в пожаротушении участвовало более 100 человек. В итоге пламя удалось победить за рекордно короткие сроки. Пострадало 10 пожарных. Уже через несколько месяцев здание было полностью восстановлено.
Фото: yle.fi
Запомнилась также авария 2010 года, когда сразу несколько вагонов буквально врезалось в вокзал. К счастью, никто не пострадал.
Фото: Kimmo Räisänen / is.fi
Вокзал в Хельсинки долгое время считался образцовым сооружением: пространственные решения и функциональность сочетались идеально, внутри было просторно и вместе с тем уютно. Со временем движение поездов стало намного более интенсивным и вокзал пришлось подстраивать под возросший трафик. Он сохранил свой интерьер и основные объемы, смог избежать захламления рекламой. Хельсинки-Центральный до сих пор считается одним из самых комфортных вокзалов Европы. Когда вы приезжаете сюда на поезде, то сразу попадаете под ажурные своды и беспрепятственно оказываетесь в самом здании. Здесь нет досмотров и закрытых дверей. Все пассажиры свободно проходят к поездам и обратно. Никогда не возникает заторов и очередей. Полиции на вокзале почти не видно, но она за обстановкой следит тщательно. Преступления на столичном вокзале совершается крайне редко.
Фото: flickr.com
И все же, говорить об идеальном комфорте и о том, что все финны довольны главным железнодорожным вокзалом страны, нельзя. Само собой, здесь можно встретить асоциальные элементы, вызывающие настороженную реакцию пассажиров. Шум и гам (по финским меркам) тоже вызывает претензии. Но главная причина для недовольства – это политика в отношении двух залов на вокзале. Сегодня один занимает ресторан сети Burger King, а во втором, где до недавнего времени размещался кассовый зал, идет реконструкция. Там будет ресторан.
Фото: eaa-eu.com
На самом деле, билетный зал изначально должен был быть рестораном – так задумывалось еще в 20-е годы. Но тогда встает вопрос относительно “Бургер Кинга”: зачем вокзалу два ресторана, когда нет нормального билетного зала или зала ожидания? К тому же фаст-фуд явно раздражает многих пассажиров: суетливый, неуютный, с перегородками, которые плохо вписываются в интерьер, и не с такими уж низкими ценами.
Фото: flickr.com
Кстати, и в билетном зале, и в том, где сейчас Burger King, изначально были залы первого и второго класса.
Во что выльются ресторанные споры, пока неясно. В любом случае, билетные кассы останутся – их поместят в западное крыло.