Городской транспорт в Хельсинки
Автобусы и трамваи
Начнем с наземного транспорта. Он российским туристам нравится по целому ряду причин. Во-первых, у него очень густая сеть. Во-вторых, многие маршруты пролегают по живописным хельсинкским местам и одаривают дополнительной экскурсией по городу. В-третьих, автобусы и трамваи в Хельсинки очень удобные: в них не бывает давки, и они ходят строго по расписанию (опоздания крайне редки).
В Хельсинки и в пригородах действует четыре зоны: A, B, C, D. В зависимости от маршрутов и билетов, они могут по-разному сочетаться между собой. Каждая зона означает определенную часть города. А – центральная часть финской столицы. В – восточная и западная часть Хельсинки, районы, граничащие с Эспоо и Вантаа, а также частично эти два города и муниципалитет Кауниайнен. Зона В соответствует третьему транспортному кольцу Хельсинки. С – это остальная часть Эспоо и Вантаа. Наконец, зона D – это более отдаленные пригороды столицы: Туусула, Керава, Киркконумми и Суинтио.
Зоны HSL. Фото: hsl.fi
Понятно, что чем больше зон охватывает поездка, тем она дороже. И здесь уже все зависит от билетов, которые вы покупаете.
Билеты
Фото: twitter.com
Покупать билеты на наземный транспорт можно разными способами. Три самых распространенных и приемлемых для туриста – это через автоматы HSL, в магазинчиках R-kioski и у водителя, если вы едете на автобусе. Не надо забывать, что в трамвае билет у водителя купить уже нельзя.
Стоимость билета зависит от того, на сколько зон распространяется ваша поездка и от способа покупки. В автоматах HSL билеты стоят дешевле, у водителя дороже. В автоматах можно расплатиться монетами, кредитными и дебетовыми картами, в некоторых автоматах принимаются купюры. С водителем кредитной картой вы рассчитаться не можете, купюры больше 20 евро он также не обязан принимать.
Билет на зону А+В будет стоить 2,80 евро, если покупать в автомате или в R-koiski. Если у водителя, то билет стоит уже 4 евро! Покупая билет у водителя, обязательно говорите, на какие зоны ваш билет должен распространяться.
Далее стоит запомнить, что билет с охватом зон А+В+С и С+D стоит 4,80 евро (у водителя с рук – 6,5 евро). В+С+D – это уже 5,40 евро. А+В+С+D – это 6,50 евро.
Срок действия билетов
Автомат HSL. Фото: yle.fi
Сроки действия билетов зависят также от того, где в их покупаете. В автоматах HSL срок действия на 10 минут дольше. Билет, купленный у водителя, начинает действовать с момента покупки. А сколько это вообще времени?
В зонах А+В, В+С и D продолжительность поездки – 80 минут. То есть за это время вы можете пересаживаться на другие виды транспорта и передвигаться внутри обозначенных зон. По большому счету, вы можете устроить себе большую обзорную экскурсию, если выберете подходящий маршрут. Причем, за 80 минут вы спокойно можете проехаться в оба конца.
С билетом на А+В+С или на С+D продолжительность поездки 90 минут. С билетом, объединяющим все, зоны А+В+С+D срок действия растягивается на 1 час и 10 минут.
Только не забывайте прикладывать билет, купленный в автомате или в киоске к специальному устройству в салоне автобусов и трамваев. Если вы это не сделаете. То будете считаться безбилетником.
Фото: hs.fi
Российские туристы часто думают, что их дорогой билет действует только на одну поездку на одном виде транспорта. Просто отследите начало действия билета и спокойно пересаживайтесь с автобуса на трамвай и наоборот – вы свою дорогу оплатили.
Контроль на линии
В финских автобусах и трамваях нет кондукторов, поэтому теоретически вы можете проехать зайцем. Но что вы будете делать, если контролеры зайдут в салон? Как правило, контролерами работают большие крупные дядьки (часто почему-то лысые), спорить с которыми или убегать от которых бессмысленно. Штраф за безбилетный проезд в Хельсинки составляет 80 евро – дорогое удовольствие.
На самом деле, абсолютное большинство российских туристов оплачивает проезд честно. Случаи, когда российских граждан задерживали как зайцев крайне редки. Наоборот, россияне всегда удивляются, почему в автобусах и трамваях нет никакого контроля. Ну а самое удивительное, что вы можете спокойно спускаться в метро, не предъявляя никому билета. Откуда такая расслабленность? Здесь несколько причин. В Финляндии, как и во многих других демократических странах, считается правильным людям доверять и осуществлять контроль спорадически.
Метро
Хельсинкский метрополитен – это очень простая схема и совсем не разветвленная. Ее с лихвой компенсирует густая сеть наземного транспорта.
Билеты в метро покупаются практически по той же схеме, что и на автобус с трамваями. В автоматах дешевле всего. Действуют автоматы довольно просто (есть английский язык). Разобраться в них может даже ребенок. Цена билета составляет 2,90 евро внутри Хельсинки. Билеты на метрополитен также действуют на автобусах и трамваях на соответствующих зонах.
Еще один способ купить билет на метро: если есть финская симка, вы можете отправить SMS на номер 16355. Сообщение должно содержать очень простое сообщение – А1 (без пробелов). Вам придет билет, а с симки спишется 2,90 евро и срок действия этого билета будет все те же 80 минут.
Россиян часто удивляет отсутствие турникетов и вообще каких-то проверок на вход в хельсинкский метрополитен. Да, можно рискнуть и прокатиться зайцем. Но кто даст гарантию, что в вагон не зайдут контролеры, те самые мужики, здоровые и лысые?
Проездные билеты и Helsinki Card
Фото: tomileppanen.com
Очень выгодный способ сэкономить на проезде. Суточный проездной в зонах А+В, В+С или D стоит всего 8 евро. На двое суток – 12 евро, на семь дней – 32 евро.
Покупать проездные также можно в автоматах, в сети R-kioski и у водителей.
Туристы нередко покупают также Helsinki Card на один, два или несколько дней. Она позволяет не только экономить на проезде, но еще и посещать бесплатно многие музеи города. а также дает скидки в некоторых ресторанах. Разновидностей этой карты очень много, совсем уж дешевой она не является, но есть интересные вариации. Выбрать и купить Helsinki Card можно заранее, на специальном сайте.