19 февраля 2020
1157
Время чтения: 4 мин

Stockmann – человек и магазин

Сегодня, если вы зайдете в главный магазин сети Stockmann в Хельсинки, вы не увидите ничего сверх естественного. Да, достойный сервис, аккуратный выверенный интерьер, отличный набор товаров и услуг, однако такого уровня магазины есть во многих городах мира. Ко всему прочему, в этом универмаге еще и цены довольно высокие. И все же, Stockmann в Финляндии – это больше, чем просто магазин, это знаковое культурное явление, которое отразилось на жизни всей страны.

Все началось в 1852 году, когда скромный, но амбициозный бухгалтер из немецкого Любека приехал в Финляндию. Молодого человека звали Генрих Георг Франц Стокманн и ему было всего лишь 27 лет. Приехал он по контракту со стекольным заводом Нуутаярви. В 1859 году завод открыл свой магазин в финской столице. Георг Стокманн стал управляющим директором этого магазина. Получив полезный опыт, он решает открыть собственное торговое предприятие.

Фото: Stockmann MuseumФото: Stockmann Museum

Начало на Сенатской площади

1 февраля 1862 года в Хельсинки появился магазин Stockmann. Новенький универмаг разместился в так называемом доме Киселева на Сенатской площади (сегодня это Aleksanterinkatu, 28).

Фото: stockmanngroup.comФото: stockmanngroup.com

Чем торговал «Стокманн» в XIX веке? В первую очередь, это были товары для дома: кухонная утварь, мелкие предметы быта, небольшие украшения, посуда и т.д. В семидесятые магазин пополнил свой ассортимент спортивными товарами. И не просто пополнил: в 1880 годы он продавал лучшие модели велосипедов английского производства. Надо понимать, что в конце XIX века велосипеды считались очень модным товаром, чем-то типа новейших смартфонов в начале XXI века. Если ты хотел быть современным человеком, то покупал велосипед обязательно. «Стокманн» тренд уловил.

Фото: vanhojamainoksia.blogspot.comФото: vanhojamainoksia.blogspot.com

В то же время магазин начал также торговать дизайнерской посудой и стеклом – Arabia и Littala начали присутствовать в полном объеме. К ним вскоре добавились топоры Billnäs и ножницы Fiskars.

Себя «Стокманн» позиционировал как «Континентальный универмаг». Да, сегодня дом Киселева кажется маленьким, но в то время он считался довольно крупным зданием, внутри которого все просто сияло благополучием: красивый светлый холл, «роликовая лестница» (эскалатор первого поколения), вращающиеся двери, фонтан, элегантная закусочная для клиентов на третьем этаже универмага и многое другое.

Фото: pinterest.comФото: pinterest.com

«Стокманн» считался образцом стиля. И уже в то время он стал довольно дорогим магазином, зайти в который мог далеко не каждый.

Стоит отметить, что Георг Стокманн был не простым коммерсантом, которому важнее всего прибыль и рост продаж. Нет, основатель всемирно известного универмага любил рисковать, иногда повергал в шок своих партнеров смелостью идей и ужасно хотел быть на самом острие прогресса. Он просто помешался на моде и элегантности. Стокманн всерьез считал, что может изменить Хельсинки своим магазином. И надо признать, ему это удалось.

тур по теме

Шоп-тур в Хельсинки

Один из лучших шопингов можно совершить именно в Хельсинки, ведь это же столица! Здесь сконцентрировано все великолепие и разнообразие магазинов, от маленьких магазинчиков до торговых центров.

Элегантное наступление

Настоящий прорыв произошел в начале ХХ века, когда, основанная в 1908 году, компания Keravan Joinery стала главным акционером Stockmann. Дела сразу пошли в гору и универмаг в три раза увеличил обороты.

Очень важная веха с точки зрения ассортимента – появление в магазине бюро по дизайну мебели. Это произошло в 1919 году. В 20-е годы магазин стал еще более элегантным. В Хельсинки это был, вне всяких сомнений, самый элегантный магазин в то время. По части всяких новинок он тоже считался передовиком и новатором.

Фото: vanhojamainoksia.blogspot.comФото: vanhojamainoksia.blogspot.com

В 1930 году он полностью переехал на новые площадки, включая нынешний флагманский магазина на Aleksanterinkatu 52. Это здание тогда считалось чуть ли не самым модным в городе. Построенное в стиле ар деко, оно ассоциировалось у жителей довоенного Хельсинки с далеким Нью-Йорком. Причем интерьеры полностью соответствовали внешней отделке.

Фото: stockmanngroup.comФото: stockmanngroup.com

После войны у «Стокманна» стали появляться филиалы в других городах. Предприятие начало мощно расти. В 1950 году в Финляндии появилось телевидение, и первым финским телевизионным репортажем стал репортаж из универмага “Стокманн”.

Фото: wikimedia.orgФото: wikimedia.org

В наши дни у компании дела обстоят неплохо. Оборот превышает полтора миллиарда долларов, а прибыль достигает почти $100 млн. “Стокманн” крупный работодатель: в магазинах сети работает около 10 тысяч человек.

При этом, зарплата у продавцов одна из самых высоких в Финляндии, если сравнивать линейный персонал. Продавец в отделе женской одежды в столичном “Стокманне” в 2019 году спокойно зарабатывал больше 3 тысяч евро в месяц (до вычеты налогов).

тур по теме

Хельсинки, 3 дня

Универсальная формула отдыха — туры в Хельсинки на выходные! Приглашаем туристов в столицу Финляндии, город, развивающийся со стремительной скоростью!

Главный “Стокманн”

Фото: stockmanngroup.comФото: stockmanngroup.com

Если говорить о главном “Стокманне” в Хельсинки, то нужно понимать, что здание на Aleksanterinkatu 52 не во всем напоминает универмаг 30-х годов, потому что его несколько раз увеличивали, соединяли с соседними, а в 1989 году подвергли большой реконструкции. Последний раз его существенно обновили и расширили в 2007 году. Большая часть работ проходила под землей. У компании хватило денег на то, чтобы построить подземные этажи. Появилась парковка, на 5 тысяч квадратных метров вырос продуктовый “Стокманн”, общая глубина помещений составила 30 метров! Стоит отметить, что все эти расширения и углубления проводились очень бережно по отношению к старинным зданиям – ни одно из них не пострадало.

В наши дни главный “Стокманн” на Aleksanterinkatu 52 является признанной городской достопримечательностью. Погулять по нему стоит, даже если не хотите ничего покупать. Особое удовольствие – посидеть в кафе на самом верху, на крыше. Понятно, что делать это лучше в теплое время года.

Фото: kuvio.comФото: kuvio.com

Что касается покупок, то в “Стокманне” даже в Хельсинки можно найти то, чего нет в других магазинах. Например, там отличается выбор продуктов в продовольственном отделе, есть также своя политика в отношении обуви и товаров для дома. Сразу заметить эти особенности трудно, однако они есть и возможно поэтому у “Стокманна” имеются свои поклонники как в Финляндии, так и в других странах.

Андрей Нестеров

Туры

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Kiasma объединяет россиян
Где хранятся сокровища финской нации

Обсуждение

+Добавить комментарий