Stockmann – человек и магазин
Все началось в 1852 году, когда скромный, но амбициозный бухгалтер из немецкого Любека приехал в Финляндию. Молодого человека звали Генрих Георг Франц Стокманн и ему было всего лишь 27 лет. Приехал он по контракту со стекольным заводом Нуутаярви. В 1859 году завод открыл свой магазин в финской столице. Георг Стокманн стал управляющим директором этого магазина. Получив полезный опыт, он решает открыть собственное торговое предприятие.
Фото: Stockmann Museum
Начало на Сенатской площади
1 февраля 1862 года в Хельсинки появился магазин Stockmann. Новенький универмаг разместился в так называемом доме Киселева на Сенатской площади (сегодня это Aleksanterinkatu, 28).
Фото: stockmanngroup.com
Чем торговал «Стокманн» в XIX веке? В первую очередь, это были товары для дома: кухонная утварь, мелкие предметы быта, небольшие украшения, посуда и т.д. В семидесятые магазин пополнил свой ассортимент спортивными товарами. И не просто пополнил: в 1880 годы он продавал лучшие модели велосипедов английского производства. Надо понимать, что в конце XIX века велосипеды считались очень модным товаром, чем-то типа новейших смартфонов в начале XXI века. Если ты хотел быть современным человеком, то покупал велосипед обязательно. «Стокманн» тренд уловил.
Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com
В то же время магазин начал также торговать дизайнерской посудой и стеклом – Arabia и Littala начали присутствовать в полном объеме. К ним вскоре добавились топоры Billnäs и ножницы Fiskars.
Себя «Стокманн» позиционировал как «Континентальный универмаг». Да, сегодня дом Киселева кажется маленьким, но в то время он считался довольно крупным зданием, внутри которого все просто сияло благополучием: красивый светлый холл, «роликовая лестница» (эскалатор первого поколения), вращающиеся двери, фонтан, элегантная закусочная для клиентов на третьем этаже универмага и многое другое.
Фото: pinterest.com
«Стокманн» считался образцом стиля. И уже в то время он стал довольно дорогим магазином, зайти в который мог далеко не каждый.
Стоит отметить, что Георг Стокманн был не простым коммерсантом, которому важнее всего прибыль и рост продаж. Нет, основатель всемирно известного универмага любил рисковать, иногда повергал в шок своих партнеров смелостью идей и ужасно хотел быть на самом острие прогресса. Он просто помешался на моде и элегантности. Стокманн всерьез считал, что может изменить Хельсинки своим магазином. И надо признать, ему это удалось.
Шоп-тур в Хельсинки
Один из лучших шопингов можно совершить именно в Хельсинки, ведь это же столица! Здесь сконцентрировано все великолепие и разнообразие магазинов, от маленьких магазинчиков до торговых центров.Элегантное наступление
Настоящий прорыв произошел в начале ХХ века, когда, основанная в 1908 году, компания Keravan Joinery стала главным акционером Stockmann. Дела сразу пошли в гору и универмаг в три раза увеличил обороты.
Очень важная веха с точки зрения ассортимента – появление в магазине бюро по дизайну мебели. Это произошло в 1919 году. В 20-е годы магазин стал еще более элегантным. В Хельсинки это был, вне всяких сомнений, самый элегантный магазин в то время. По части всяких новинок он тоже считался передовиком и новатором.
Фото: vanhojamainoksia.blogspot.com
В 1930 году он полностью переехал на новые площадки, включая нынешний флагманский магазина на Aleksanterinkatu 52. Это здание тогда считалось чуть ли не самым модным в городе. Построенное в стиле ар деко, оно ассоциировалось у жителей довоенного Хельсинки с далеким Нью-Йорком. Причем интерьеры полностью соответствовали внешней отделке.
Фото: stockmanngroup.com
После войны у «Стокманна» стали появляться филиалы в других городах. Предприятие начало мощно расти. В 1950 году в Финляндии появилось телевидение, и первым финским телевизионным репортажем стал репортаж из универмага “Стокманн”.
Фото: wikimedia.org
В наши дни у компании дела обстоят неплохо. Оборот превышает полтора миллиарда долларов, а прибыль достигает почти $100 млн. “Стокманн” крупный работодатель: в магазинах сети работает около 10 тысяч человек.
При этом, зарплата у продавцов одна из самых высоких в Финляндии, если сравнивать линейный персонал. Продавец в отделе женской одежды в столичном “Стокманне” в 2019 году спокойно зарабатывал больше 3 тысяч евро в месяц (до вычеты налогов).
Хельсинки, 3 дня
Универсальная формула отдыха — туры в Хельсинки на выходные! Приглашаем туристов в столицу Финляндии, город, развивающийся со стремительной скоростью!Главный “Стокманн”
Фото: stockmanngroup.com
Если говорить о главном “Стокманне” в Хельсинки, то нужно понимать, что здание на Aleksanterinkatu 52 не во всем напоминает универмаг 30-х годов, потому что его несколько раз увеличивали, соединяли с соседними, а в 1989 году подвергли большой реконструкции. Последний раз его существенно обновили и расширили в 2007 году. Большая часть работ проходила под землей. У компании хватило денег на то, чтобы построить подземные этажи. Появилась парковка, на 5 тысяч квадратных метров вырос продуктовый “Стокманн”, общая глубина помещений составила 30 метров! Стоит отметить, что все эти расширения и углубления проводились очень бережно по отношению к старинным зданиям – ни одно из них не пострадало.
В наши дни главный “Стокманн” на Aleksanterinkatu 52 является признанной городской достопримечательностью. Погулять по нему стоит, даже если не хотите ничего покупать. Особое удовольствие – посидеть в кафе на самом верху, на крыше. Понятно, что делать это лучше в теплое время года.
Фото: kuvio.com
Что касается покупок, то в “Стокманне” даже в Хельсинки можно найти то, чего нет в других магазинах. Например, там отличается выбор продуктов в продовольственном отделе, есть также своя политика в отношении обуви и товаров для дома. Сразу заметить эти особенности трудно, однако они есть и возможно поэтому у “Стокманна” имеются свои поклонники как в Финляндии, так и в других странах.